Взаимосвязь темперамента,  характера и уровня агрессивности в подростков возрасте (диплом)

Содержание

Введение. 3

1. Теоретические аспекты исследования влияния темперамента и характера на агрессивность подростков. 8

1.1. Понятие темперамента и характера, их взаимосвязь в структуре личности   8

1.2. Понятие и теории агрессивности.. 21

1.3. Влияние темперамента и характера на агрессивность подростков.. 27

2. Практическое исследование влияния темперамента и характера на агрессивность подростков. 41

2.1. Организация и методы исследования.. 41

2.2. Результаты констатирующего исследования влияния темперамента и характера на агрессивность подростков.. 44

2.3. Коррекция подростковой агрессивности.. 66

2.4. Результаты контрольного исследования.. 73

Заключение. 78

Список использованных источников. 83

Приложения. 89

Введение

Актуальность исследования. В отечественной педагогике и психологии одно из ведущих мест отводится проблемам воспитания подрастающего поколения. Связанные с этим задачи наиболее актуальны для работы с подростками. Воспитание полноценного члена общества требует комплекса мероприятий, способствующих правильному формированию личности подростка, социализации его интересов, системы потребностей.

Важность подросткового периода в формировании моральных и социальных установок личности, в становлении индивидуально-лич­ностной позиции уже достаточно аргументировано доказана во мно­гих работах [1; 4; 46; 47; 64; 67]. В этом возрасте создаются благоприятные предпосылки для более глубокого понимания других людей, для построения систе­мы межличностных отношений, а также для их осознания.

В отечественной психологии выделяется задача, заключающаяся  в исследовании различных свойств личности, которые формируются и проявляются в деятельности человека и оказывают влияние на эффективность этой деятельности. Одним из этих свойств является темперамент – центральное образование психодинамической организации человека, преимущественно врожденного характера. Поэтому свойства темперамента наиболее устойчивы и постоянны по сравнению с другими психическими особенностями человека. В характерологических чертах отражаются такие психологические свойства личности, как общительность, готовность к сотрудничеству, доброжелательное отношение к людям, эмоциональная стабильность, эмоционально-волевые качества, высокий самоконтроль и самосознание личности. Характер определяет индивидуальность и своеобразие личности.

Характер влияет на отношения человека к окружающему миру, к людям и к общению с ними, а также к той деятельности которой человек занимается. Это в полной мере относится к такой специфической деятельности, как учебная деятельность [61].

Подросток всегда находится в обществе, его повсюду окружают другие люди – знакомые и незнакомые: в семье, в учебном заведении, в магазине и т.д. Во всех этих случаях подросток взаимодействует с группой и членами этой группы, каждый из которых имеет свои индивидуальные особенности: темпераментальные характеристики, коммуникативные особенности, склонность к агрессивному поведению, а также свои собственные идеи, мысли, взгляды.

При общении происходит столкновение этих взглядов, мыслей. В силу своих особенностей, каждый ведет себя определенным образом. Как при общении у кого-то поведение устойчиво и агрессивно, кто-то прямолинеен, гибок, впечатлителен.  Особенно актуально изучение данной проблемы для подросткового возраста.

Литературы, посвященной особенностям темперамента, характера личности, достаточно много. Активно разработана также теория агрессивного поведения. Однако в настоящее время не достает разработок, посвященных изучению вопроса влияния темперамента и характера на агрессивность подростков.

Деятельность подростка теснейшим образом связана с его пси­хическим развитием. Такая связь впервые была выявлена в рамках теории деятельности применительно к детскому возрасту. В процессе формирования деятельности возможны сбои, кризисы, которые нередко переживаются подростками как состояния неудовлетворенности, растерянности, неопределенности, "размытости" планов и желаний. Выделяются два типа (варианта) таких кризисов.

При первом варианте быстро меняющаяся потребность требует для своего удовлетворения все новых и новых средств, и, наконец, может наступить такое состояние (кризис), когда возможности эти исчерпываются и субъект уже не располагает нужными для осущес­твления деятельности средствами. При втором варианте деятельнос­ть, напротив, постоянно усложняется, быстро приобретает нужные для ее осуществления средства и как бы перерастает лежащую в ее основе потребность. Отклонение в адекватности осознания подростком своего положения  как в сторону переоценки, так и в сторону недооцен­ки могут привести к нежелательным результатам – агрессии. Кроме того, на состояние кризиса могут повлиять как в положительном, так и в отрицательном смысле, черты темперамента и характерологические особенности подростка.

Все вышеизложенное актуализирует тему дипломного исследования – «Влияние особенностей характера и темперамента на агрессивность подростков».

Объектом исследования является характер и темперамент личности.

Предметом исследования – взаимосвязь темперамента,  характера и уровня агрессивности в подростков возрасте.

Целью нашей работы было проанализировать связь темперамента,  характера и уровня агрессивности в подростков возрасте.

Для решения данной проблемы нам необходимо было рассмотреть весь категориальный аппарат, заключённый в данной психолого-педагогической проблеме.

Таким образом, мы поставили перед собой следующие задачи:

теоретически исследовать литературу по проблеме темперамента, характера и агрессивности подростков в отечественной и зарубежной психологии;

провести практическое исследование взаимосвязи темперамента, характера подростков с его агрессивностью;

разработать программу коррекции агрессивности подростков с учетом типов темперамента и характера.

Гипотеза исследования: Мы предполагаем, что влияние черт характера и темперамента на уровень агрессивности не однозначно: а) одна и та же черта характера может повышать агрессивность или не оказывать на нее существенного влияния; б) чем более акцентуированы черты характера, тем интенсивнее их влияние на уровень агрессивности подростков.

Теоретическую базу исследования составляют труды отечественных и зарубежных ученых-психологов.

Свои исследования свойствам темперамента, его основных характеристикам посвящали такие ученые, как Ересь Е.П., Канторович Н.К.,  Климов Е.А., Ковалев А.Г., Мясищев В.Н., Левитов Н.Д., Мерлин В.С., Стреляу Я., Симонов П.В., Ершов П.М., и другие.

Психологии характера посвящали свои работы такие ученые, как К.Д.Ушинский, П.Ф.Лесгафт, А.Ф.Лазурский. Проблема формирова­ния характера получила широкое освещение в трудах М.И. Калинина, А.С. Макаренко, И.В.Страхова,   Н.Д.Левитова, В.С.Филатова,А.Г.Ковалева, В.А.Крутецкого, Л.И.Божовича, Б.М.Теплова, В.С.Мер­лин, А.Е.  Личко, Н.Д. Левитова и др. Кроме того, неоценимое зна­чение имеют исследования таких зарубежных психологов, как К.Леон­гард, С.Айзенк, Р. Кэттел, Э.Кречмер, У.Шелдон и др.

Проблема агрессивности долгое время в нашей стране была закрытой и поэтому практически не разработана в отечественной психологии. Лишь в последнее время появились ряд работ посвященных детской агрессивности (Фурманов И.А., Румянцева Т.Г. и др.). Заглянув в историю российской психологии можно найти первое упоминание о детской агрессивности, ее причинах и механизмах в труде В.В. Зеньковского «Психология детства».

В настоящее время в периодической литературе можно найти отдельные публикации, посвященные детской агрессивности (статьи Васильевой О.С., Завражина С.А., Осницкого А.К. и др.). Проблемой собственно детской агрессивности занимались Аллан Фромм, Томас Гордон, Кристиан Бютнер, Генри Паренс.

Методологическую основу исследования составили теория социального научения А.Бандуры, теория акцентуации А.Е. Личко, а также субъектно-деятельностный подход в психологии.

Методами исследования являются: изучение литературы по данной проблеме; анкетирование; экспериментальная психодиагностика; методы математической и статистической обработки результатов.

Методиками исследования стали: исследование личностных особенностей, в том числе темперамента и агрессивности (методика Кеттелла) и методика по исследованию характера (методика Шмишека), агрессивность в общении (методика Басса-Дарки), анкета, составленная автором дипломной работы.

Опытно-экспериментальная база: 40 подростков школы №27, учащихся 8-х классов.

Новизна исследования: в работе представлен комплекс методик, с помощью которого выявлена взаимосвязь темперамента, характера подростков и агрессивности, а также разработана программа коррекции черт характера с целью снижения агрессивности школьников.

Теоретическая значимость. На основе теории научения агрессивности А. Бандуры проанализировано влияние темперамента и характера на уровень агрессивности в подростковом возрасте.

Практическая значимость исследования: результаты исследования могут быть использованы практическими психологами и педагогами в области образования при работе со школьниками.

Структура работы: Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников в количестве 68, приложений.

Список использованных источников

 

  1. Аверин, В.А. Психология детей и подростков / В.А. Аверин. - СПб.: Издательство Михайлова В.А., 2008. - 379 с.
  2. Ананьев, Б.Г. Избранные психологические труды / Б.Г. Ананьев. М.:Наука, 1980.- 314 с.
  3. Бандура, А. Подростковая агрессия. Изу­чение влияния воспитания и семейных отноше­ний / А. Бандура, Р. Уолте. - М.: Апрель Пресс, 1999.
  4. Баярд, Р.Т. Ваш беспокойный подросток / Р.Т. Байярд, Дж. Байярд. - М.:Просвещение, 1991.- 290 с.
  5. Беличева, С.А. Сложный мир подростка./ С.А. Беличева -Свердловск. Сред.- Урал. кн. изд-во, 2004. - 129 с.
  6. Берковиц, Л. Агрессия: приемы, последствия и контроль / Л. Берковиц. - СПб:Питер, 2001.-430 с.
  7. Божович, Е.Д. Психологические особенности развития личности подростка / Е.Д. Божович. -М.: Знание, 2007. - 39 с.
  8. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. М. :Просвещение, 1968. - 314 с.
  9. Бэрон Р., Агрессия / Р. Бэрон, Д. Ричардсон. - СПб.: Питер, 2008. - 336 с.
  10. Бютнер, К. Жить с агрессивными детьми/ К. Бютнер. -М.: Педагогика, 1991. - 144 с.
  11. Васильева, О.С. Возрастные особенности агрессивности школьников/ О.С. Васильева, И.В. Абидова  // Школа здоровья.- 2009.- № 3.- С. 89- 101.
  12. Возрастные  и  индивидуальные  особенности  младших подростков/ Под ред. Д.Б. Эльконина, Т.В.Драгуновой. М.: Наука, 1967. - 256 с.
  13. Волкова, Е. Агрессивные дети/ Е. Волкова// Дошкольное воспитание.- 2010.-№ 3.- С. 108- 111
  14. Гилинский, Я.И. Социология девиантного поведения и социального контроля. В кн.: «Социология в России» / Я.И. Гилнский: под ред. В.А. Ядова. Изд. II //ИС РАН. — 2008.-119 с.
  15. Елисеев, О.В. Конструктивная типология и психодиагностика личности / О.В. Елисеев. Под ред. В.Н.Панферова. – Псков: Издательство Псковского областного института усовершенствования учителей, 2004. – 430 с.
  16. Зимелева, З.Л. Агрессивное поведение подростков и лич­ность родителей / З.Л. Зимелева // Психологическая наука и образование. - 2008.-№4.- С. 22-27.
  17. Кант, И. О темпераменте // Психология индивидуальных различий: Тек­сты./ И. Кант. - М„ 1982. - С, 149.
  18. Ковалев, А.Г.  Психические  особенности  человека. Т.1./ А.Г. Ковалев, В.Н. Мясищев. – Л., Изд-во ЛГУ, 1957.
  19. Ковалев, А.Г. Психология личности / А.Г. Ковалев. М.:Просвещение, 2005. – 220 с.
  20. Колесов, Д.В. Учителю о психологии и физиологии подростка / Д.В. Колесов, И .Ф. Мягков. М.: Просвещение, 2006.- 80с.
  21. Корнилов, К.Н. Психология / К.Н. Корнилов. - М.:Учпедгиз,1946.
  22. Крайг, Г. Психология развития / Г. Крайг. СПб.: Питер, 2000.-992 с.
  23. Крючкова, А.Б. Анализ взаимосвязей свойств темперамента с различными переменными агрессивности у юношей и девушек старшего школьного возраста // Вестник университета (Государственный университет управления). Раздел 1. - 2009. - № 34. - С. 53-55.
  24. Крючкова, А.Б. Особенности формирования психологической структуры агрессивности у детей и подростков // Вестник РУДН. - Серия: Психология и педагогика. - 2009. - № 3. - С. 94-98.
  25. Крючкова, А.Б. Связь переменных агрессивности со свойствами темперамента // Вестник РУДН. - Серия: Психология и педагогика. - 2010. -№2.-С. 30-35.
  26. Лебединская, К.С. Подростки с нарушениями в аффективной среде: Клинико-психологического характера «трудных» подростков / К.С. Лебединская. - М.: Педагогика, 2008. - 165 с.
  27. Левитов, Н.Д. Вопросы психологии характера / Н.Д. Левитов. М.:Учпедгиз, 1956. – 89 с.
  28. Левитов, Н.Д. Психология характера / Н.Д. Левитов. М.: Просвещение, 1969. – 119 с.
  29. Личко, А.Е. Психопатии и  акцентуации  характера  у  подростков / А.Е. Личко. М.: Наука, 1977. - 420 с.
  30. Лоренц, К. Агрессия/К. Лоренц. - М.: Издательская группа «Прогресс», «Универс», 1994. - 272 с.
  31. Майерс, Д. Социальная психология/Д. Майерс. -СПб.: Питер Ком, 1998. - 688 с.
  32. Маралов, В.Г. Психологические основы коррекции личностного развития детей дошкольного возраста / В.Г. Маралов, Л.П. Фролова.- Череповец.- 1995.
  33. Мерлин, В.С. Личность как предмет психологического исследова­ния / В.С. Мерлин. Пермь, 1988. – 220 с.
  34. Мерлин, В.С. Очерк теории темперамента / В.С. Мерлин. М.:Просвещение, 1964. – 190 с.
  35. Мясищев, В.Н. Основные проблемы и современное состояние психологии отношений. Т.2 / В.Н. Мясищев. М.:АПН РСФСР, 1960. – 134 с.
  36. Небылицин, В.Д. Темперамент. Психофизиологические исследования индивидуальных различий / В.Д. Небылицин. - М.: Наука.- 1976.
  37. Немов, С.Р. Психология./ С.Р. Немов.- М.: Инфра-М-Норма.-1998.- 560 с.
  38. Обухова, Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы / Л.Ф. Обухова. – М., 2005. – 360 с.
  39. Ожегов, С.И.  Толковый  словарь  русского  языка / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова.  М.,  1999.
  40. Осницкий, А.К. Психологический анализ агрессивных проявлений учащихся / А.К. Осницкий // Вопросы психологии. - 2010.- № 3. -С. 61—68.
  41. Педагогическая психология / Под ред. Н.В. Клюевой. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 400 с.
  42. Подросток на перекрестке эпох: Проблемы и перспективы социально-психологической адаптации подростков. / Центр социально-психологической адаптации подростков «Генезис». - М.: Генезис, 2007. - 288 с.
  43. Попова, С. Обычные. Хорошие. Агрессивные... / С. Попова// Первое сентября. - 2010. - № 87. - С. 4.
  44. Прутченков, А.С. Социально-психологический тренинг в школе. 2-е изд., дополн. и перераб. / А.С. Прутченков. — М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. — 640 с.
  45. Психологический тренинг с подростками / Л. Ф. Анн. — СПб.: Питер, 2003. — 272 с.
  46. Психология современного подростка / под ред. Д.И.Фельдштейна. М.: Питер, 2003.-320 с.
  47. Райс, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста / Ф. Райс. СПб., 2000.
  48. Ратанова, Т.А. Методы изучения и психодиагностика личности. Учебное пособие – 2-е изд, испр. / Т.А. Ратанова, Н.Ф. Шяхта. М.: Московский психолого-социальный институт. Флинта, 2000. – 200 с.
  49. Реан, А.А. Агрессия и агрессивность личности. Методологические и теоретические проблемы агрессивности / А.А. Реан // Псхологический журнал. - 2006. - Т.17. - №5. - С.3-10
  50. Ремезова, И. Проблема агрессии в человеческой природе/ И. Ремезова // Вестник высшей школы.- 2009.- № 3.- С.17-22
  51. Рубинштейн, С.П. Основы общей психологии / С.П. Рубинштейн. СПб: СПбУ, 1999. - 720 с.
  52. Рудик, П.А. Психология / П.А. Рудик. М.: Физкультура и спорт, 2004. – 330 с.
  53. Румянцева, Т.Г. Понятие агрессивности в современной зарубежной психологии/ Т.Г.Румянцева // Вопросы психологии.- 2009.- № 1.- С. 81—87.
  54. Русалов, В.М. Предметный и коммуникативный аспекты темперамента че­ловека // Психологический журнал. — 1989. — Т. 10. — № 1.
  55. Семенюк, Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения под­ростков и условия его коррекции: Учебное пособие / Л.М. Семе­нюк. — 2-е изд. — М.: Московский психолого-социальный инсти­тут: Флинта, 2003. —96 с.
  56. Сидоренко, Е.В. Методы математической обработки в психологии. – СПб., 2001. – 350 с.
  57. Сироткин, Л.Ю. Формирование личности: проблема устойчивости / Л.Ю. Сироткин. — Казань:Изд. Казан.ун-та, 2002. – 120 с.
  58. Смирнова, Т.П. Психологическая коррекция агрессивного поведе­ния детей. Серия «Психологический практикум» / Т.П. Смирнова. - Ростов н/Д: «Феникс», 2004. - 160 с.
  59. Современный словарь по педагогике / Сост. Рапацевич Е.С. – Мн.: «Современное слово», 2001. – 928 с.
  60. Столяренко, Л.Д. Педагогическая психология / Л.Д. Столяренко. – Ростов н/Дону: Феникс, 2006. – 542 с.
  61. Страхов, И.В. Психология характера / И.В. Страхов. Саратов, 1970. – 140 с.
  62. Стреляу, Я. Роль темперамента  в психическом развитии / Я. Стреляу. - М.:Прогресс.- 1982
  63. Теплов, Б.М. Избранные труды. Т.1 / Б.М. Теплов. М.: Просвещение, 1985. – 450 с.
  64. Фельдштейн, Д.Н. Психология воспитания подростка / Д.Н. Фельдштейн. М.: Наука, 2005.- 82 с.
  65. Фромм, Э. Предисловие к антологии "Природа человека"// Глобальные проблемы и общечеловеческие цен­ности / Э. Фромм, Р. Хирау. - М.: Прогресс, 2009. - С. 146-168.
  66. Шаповаленко, И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология): учебник для студентов вузов/И.В. Шаповаленко. – Гардарики,2007. - с.с. 242-254.
  67. Шэффер, Д. Дети и подростки: психология развития / Д. Шеффер. – СПб., 2003. – 976 с.
  68. Юнг, К. Психологические типы // Психология индивидуальных различий / К. Юнг. М.: Наука, 1982.

Заказать диплом