Взаимосвязь типов акцентуации характера и успеваемости старших школьников (курсовая)

Содержание

 

ВВЕДЕНИЕ. 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ исследования АКЦЕНТУАЦИИ ХАРАКТЕРА старших школьников. 8

1.1. Проблема характера в отечественной и  зарубежной психологии. 8

1.2. Типы акцентуации и характера и их характеристика. 13

1.3. Взаимосвязь типов  акцентуации и успеваемости. 20

Глава 2. экспериментальное Исследование взаимосвязи акцентуации характера у старших школьников и успеваемости.. 33

2.1. Организация и проведение исследования. 33

2.2. Результаты исследования акцентуации характера и успеваемости и их анализ  34

Заключение. 45

Список использованных источников. 48

Приложения.. 52

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Характер формируется в течение многих лет жизни человека и является следствием воспитания в широком смысле этого слова, он формируется в процессе учения, в трудовой и общественной деятельности и в многообразных отношениях с другими людьми в семье и школе и в личных отношениях.

В структуре личности характер занимает главное место, так как влияет на познавательные процессы — восприятие, внимание, воображение, мышление и память. Это влияние осуществляется через черты характера. В характерологических чертах отражаются такие психологические свойства личности, как общительность, готовность к сотрудничеству, доброжелательное отношение к людям, эмоциональная стабильность, эмоционально-волевые качества, высокий самоконтроль и самосознание личности.

Характер определяет индивидуальность и своеобразие личности. От других черт личности характер отличается устойчивостью, ранним формированием. Формирование характера предопределяется образом жизни человека. Он проявляется в манере поведения, в привычках, поступках, действиях и обуславливает осознанные поступки людей в соответствии с их морально-этическими и нравственными нормами, социальными ценностями, потребностями и интересами.

Одной из важных характеристик характера в психологии и психиатрии является акцентуация. Акцентуация характера, по Личко, - это чрезмерное усиление отдельных черт характера, при котором наблюдаются не выходящие за пределы нормы отклонения в психологии и поведении человека, гра­ничащие с патологией.[25, 290]

Акцентуация характера оказывает своё влияние как на общение личности, так и на её деятельность. Исследованиями, связанными с акцентуацией характера личности занимались в разное время такие известные психологи, как Э. Кречмер, К. Леонгард, А.Е. Личко и др.

Характер и его акцентуации влияют на отношения человека к окружающему миру, к людям и к общению с ними, а также к той деятельности которой человек занимается. Это в полной мере относится к такой специфической деятельности, как учебная деятельность.

В школьный период, особенно на его начальном этапе, учебная деятельность является одной из основных в жизни ребёнка. В процессе этой деятельности формируется и развивается его личность, появляются и получают развитие психические новообразования. Учебная деятельность являет собой значительную часть жизни школьника. Однако сам процесс протекания учебной деятельности, его успешность, а как следствие и успеваемость школьника, во многом являются зависимыми от личностных свойств ученика, в том числе и от характерологических черт.

Подростковый и ранний юношеский возраст принято считать чрезвычайно сложным и важным в плане формирования личности, т.к. происходят коренные изменения в развитии личности, появляются но­вые потребности, новые цели.

Относительная стабильность черт характера является менее доступным для оценки в этом возрасте ориентиром. Слишком короток бывает еще жизненный путь. Под сколько-нибудь резкими изменениями в подростковом возрасте следует понимать неожиданные трансформации характера, внезапные и коренные смены типа. Если очень веселый, общительный, шумливый, неугомонный ребенок превращается вдруг в угрюмого, замкнутого, ото всех отгороженного подростка или нежный, ласковый, очень чувствительный и эмоциональный в детстве становится изощренно-жестоким, холодно-расчетливым, бездушным к близким юношей, то все это скорее всего не соответствует критерию относительной стабильности, и как бы не были выражены психопатические черты, случаи эти нередко оказываются за рамками психопатии.

Нарушения адаптации, или, точнее, социальная дезадаптация, в случаях психопатий обычно проходит через весь подростковый период.

Таковы три критерия – тотальность, относительная стабильность характера и социальная дезадаптация, – позволяющие отличать психопатии. Обычно акцентуации развиваются в период становления характера и сглаживаются с повзрослением. Особенности характера при акцентуациях могут проявляться не постоянно, а лишь в некоторых ситуациях, в определенной обстановке, и почти не обнаруживаться в обычных условиях. Если в структуре человеческой личности различать свойства характера и темперамента, то в типах ак­центуации личности преобладают свойства характера.

Акцентуации характера личности школьника имеют непосредственную связь с успеваемостью ученика. Одни акцентуации характера могут способствовать учению, получению знаний и педагог может опереться на них в своей практической работе. Иные акцентуации характера, несмотря на знания учащегося, могут занижать его успеваемость, являясь, по сути, определённым препятствием в учебной работе. Всё это говорит об актуальности проблемы взаимосвязи акцентуации характера школьника с его успеваемостью.

Исходя из всего вышесказанного, а также в связи с актуальностью данной проблематики, мы выбрали тему «Взаимосвязь типов акцентуации характера и успеваемости старших школьников».

Объект исследования – акцентуация характера старших школьников.

Предмет исследования – взаимосвязь акцентуации характера в старшем школьном возрасте с успеваемостью.

Целью нашей работы было проанализировать связь акцентуации характера старших школьников с успеваемостью.

Для решения данной проблемы нам необходимо было рассмотреть весь категориальный аппарат, заключённый в данной психолого-педагогической проблеме, а именно: вопросы, связанные с характером, его формированием и определением акцентуаций; проблемы, связанные с учебной деятельностью, как специфической деятельностью школьника, а также проблему успеваемости; сущность взаимосвязи акцентуаций характера с успеваемостью школьника.

Таким образом, мы поставили перед собой следующие задачи:

теоретически исследовать литературу по проблеме характера в отечественной и зарубежной психологии, изучить основные подходы к типологии характеров, а также к определению акцентуаций характеров;

проанализировать учебную деятельность старших школьников, оценить факторы, влияющие на её эффективность, определить влияние акцентуации характера на успеваемость;

провести практическое исследование взаимосвязи акцентуации характера школьника с его успеваемостью; разработать программу коррекции типов акцентуации старших школьников с целью повышения их успеваемости.

Гипотеза исследования: чем более акцентуированы черты характера, тем интенсивнее их влияние на учебную деятельность.

Теоретическую базу исследования составляют труды отечественных и зарубежных ученых-психологов и психиатров. Психологии характера посвящали свои работы такие ученые, как К.Д.Ушинский, П.Ф. Лесгафт, А.Ф. Лазурский. Проблема формирова­ния характера получила широкое освещение в трудах М.И. Калинина, А.С. Макаренко, И.В. Страхова, Н.Д. Левитова, В.С. Филатова, А.Г. Ковалева, В.А. Крутецкого, Л.И. Божович, Б.М. Теплова, В.С. Мер­лин; акцентуациям и психопатиям характера посвящали свои исследования А.Е.  Личко, Н.Д. Левитов и др. Кроме того, неоценимое зна­чение имеют исследования таких зарубежных психологов, как К.Леон­гард, С.Айзенк, Кэттел, Э.Кречмер, У.Шелдон, Шмишек и др.

Методологическую основу исследования составил субъектно-деятельностный подход, теория акцентуации К.Леон­гарда.

Методами исследования являются: изучение литературы по данной проблеме; наблюдение; экспериментальная психодиагностика; методы математической обработки результатов.

Методика исследования: методика по исследованию акцентуации характера (методика Шмишека).

Опытно-экспериментальная база: 10 старших школьников школы №10, учащихся 10-х классов.

Практическая значимость исследования: результаты исследования могут быть использованы практическими психологами и педагогами в области образования при работе со школьниками с целью повышения их успеваемости.

Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений.

Заказать курсовую