Деятельность федеральных органов власти, органов испол­нительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, по решению проблем, связанных с оказанием социаль­ной помощи лицам без определенного места жительства (реферат)


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ    3
1. ПОНЯТИЕ БЕЗДОМНОСТИ. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ ЛИЦАМ, ПОПАВШИМ В ТРУДНУЮ ЖИЗНЕННУЮ СИТУАЦИЮ    5
2. СОЦИАЛЬНАЯ И ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИЦ БЕЗ ОПРЕДЕЛЕННОГО МЕСТА ЖИТЕЛЬСТВА И ЗАНЯТИЙ В РОССИИ    9
ЗАКЛЮЧЕНИЕ    24
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ    25

 

Введение

 

Вопросы изучения уровня жизни социально незащищенных слоев стали особенно актуальны в связи со снижением общего уровня жизни населения и все возрастающим его расслоением, основными причинами которого стали экономи­ческий кризис и падение реального производства.

В последние годы население России, переживая сложный период формирования ры­ночных отношений, столкнулось с проблемами, которые привели к па­дению уровня жизни и благосостояния значительной части наших со­граждан. Немало и тех, кто в силу различных обстоятельств, потеряв жилье и работу, оказался без средств к существованию [15, C.23].

Особенно четко тенденция роста количества таких людей - так называемых лиц без определенного места жительства и занятий ("бом­жей") - проявилась в последнее десятилетие.

Лица, по тем или иным причинам утратившие постоянное жилье, представляют собой специфический социальный слой населения, основ­ным признаком которого является отсутствие постоянного места житель­ства. Среди бездомных преобладают лица, характеризующиеся особым социально-психологическим статусом, асоциальным поведением, отсут­ствием или утратой профессиональных навыков, постоянных доходов, разрывом связей с членами общества.

Большинство "бомжей" полагается лишь на помощь государства, надеется, что соответствующие органы исполнительной власти о них позаботятся: предоставят приют, оформят необходимые документы для получения различных социальных выплат, направят в больницу или дом-интернат. И они, как правило, сами не заинтересованы в смене своего образа жизни.

Именно такие люди становятся виновниками распространения инфекционных заболеваний, обострения криминоген­ной обстановки, создания морального дискомфорта окружающему на­селению.

Следует отметить, что долгие годы у нас в стране проблема бро­дяжничества и попрошайничества замалчивалась, ее "стыдливо прикры­вали" Уголовным кодексом РСФСР, в соответствии с которым "бродяг" и "попрошаек" можно было лишать свободы на срок до двух лет, а в случае повторного "преступления" - до трех лет [16, C.45].

Исключение в 1991 году из законодательных актов уголовной ответственности за занятие бродяжничеством и попрошайничеством привело к резкому увеличению "бродяг" и "попрошаек". К тому же с начала 90-х годов развитию данного процесса способствовали активи­зация миграции населения и поспешное закрытие лечебно-трудовых профилакториев. Негативную роль сыграло действующее жилищное законодательство, позволяющее осуществлять многочисленные махинации с продажей и покупкой жилья (например, жилье может быть продано родственниками лиц, попавших в спецучреждения, места лишения свободы и т.д.). Отсутствие законодательной базы, неопределенность правовых норм затрудняют социальную помощь лицам без определенных занятий.

Следовательно, одной из актуальных проблем социаль­ной работы является организация социальной помощи лицам без определенного места жительства и занятий. Это и определяет актуальность данной работы.

Целью данной работы является изучение деятельности федеральных органов власти, органов испол­нительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, по решению проблем, связанных с оказанием социаль­ной помощи лицам без определенного места жительства и занятий.

В связи с этим в работе поставлены следующие задачи: 1) рассмотреть основные этапы развитии системы социальной помощи лицам без определен­ного места жительства занятий; 2) изучить социальную характеристику лиц без определенного места жительства и занятий в России; 3) исследовать технологию оказания социальной помощи лицам без определенного места жительства


1. Понятие бездомности. История развития системы социальной помощи лицам, попавшим в трудную жизненную ситуацию

 

Проблема бездомности в той или иной степени возникала во все времена, во всех государствах независимо от экономической и социаль­но-политической формации. Она известна и высокоразвитым странам, и странам со средним уровнем экономического развития, и так называе­мым странам третьего мира.

Бездомность - отсутствие по­стоянного жилища у индивидов или семей, что делает невозможным как ведение оседлого образа жизни, так и полноценное социальное функци­онирование. Причиной массового распространения бездомности могут быть со­циальные потрясения, стихийные бедствия, войны и т.п. В настоящее время бездомность наблюдается в индустриаль­но развитых, развивающихся странах, а также странах с переходной экономикой. [14, С.120]

В России к числу бездомных можно отнести тех, кто ютит­ся на чердаках и в подвалах; кто проживает в общежитиях, ночлеж­ках и домах, предназначенных на снос; проживающих у друзей.

Значительную долю бездомных составляют так называемые бом­жи, т.е. лица без определенного места жительства. В последние годы их число в России резко увеличилось. Только в Москве их насчиты­вается более 30 тыс. Главное место их пребывания - вокзалы больших городов.

Оставшиеся без крыши над головой в силу обстоятельств или личных склонностей, пристрастий, бомжи представляют собой реальную и потенциальную угрозу обществу, окружающим. Нередко и само общество толкает их к этому. Невозможность получить жилья, устроиться на работу побуждает часть таких людей на преступ­ления (случайные заработки и попрошайничество не выход из по­ложения) [18, C. 50].

Из всего контингента "бомжей" можно выделить, по крайней мере, сле­дующие категории:

1. Лица, освобожденные из мест ли­шения свободы и утратившие социальные связи.

2. Лица, не стремящиеся вернуться к нормальному образу жизни в силу различ­ных личностных и социальных причин: ут­рата квaлификации и навыков труда, осо­бенности характера, алкоголизм и т.п.

3. Лица. выселенные но решению суда со служебной площади вследствие прекращения трудовых отношений или вы­селенные по решению суда за невозможно­стью совместного проживания, а также признанные утратившими право на жил­площадь по иску ее владельца.

4. Лица, ставшие жертвами мошен­ничества и результате обмена или продажи приватизированного жилья.

5. Лица, укрывающиеся от офици­альных органов.

6. Беженцы и вынужденные пересе­ленцы.

7. Лица, пострадавшие от стихийных бедствий. [19]

Проблему бездомности в отсутствие катас­трофических обстоятельств опреде­ляют следующие причины: общий дефицит жилищ, нехватка дешевого жилья; безработицу, обусловливаю­щая отсутствие средств для оплаты даже имеющегося жилья; малообеспеченность многих семей и отдель­ных граждан, делающая для них не­доступным приобретение жилья; со­циальное здоровье общества (нали­чие душевнобольных, лиц с отклоня­ющимся поведением, наркоманов, алкоголиков, нездоровые отношения в семье, положение лиц, вернувших­ся из мест лишения свободы); осо­бенности социальной политики об­щества, финансово-экономический потенциал государства, имеющего или не имеющего возможности реа­лизации социальных программ, на­целенных на оказание материальной и другой помощи малообеспечен­ным семьям, группам риска и т.д [16, c. 32].

Следует подчеркнуть, что, начиная с петровских времен, бездом­ность, бродяжничество и нищенство преследовались законом и были уголовно наказуемыми. Требовалось различать здоровых и немощных нищих, категорически запрещалась подача милостыни "без разбору", вплоть до

 

 

Заказать реферат