Современная российская армия с точки зрения студента (курсовая)


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ    3
1. СТУДЕНТЫ И ВОЕННЫЕ КАФЕДРЫ В АСПЕКТЕ ПРОБЛЕМ РОССИЙСКОЙ АРМИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ    5
2. ОТНОШЕНИЕ РОССИЙСКОГО СТУДЕНЧЕСТВА К АРМИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ    14
2.1. Исследование отношения студенчества к современной армии    14
2.2. Причины негативного отношения студенчества к современной армии    22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ    29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ    31

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Проблема отношения российского общества к армии  появилась ещё в царской России. После воцарения Петра I армия Российской империи начинает крепнуть. В конце XVIII - начале XIX вв. Русская армия под предводительством А.В. Суворова, М.И. Кутузова и других выдающихся полководцев по праву считалась одной из сильнейших в Европе. В начале XX в. Русская армия была сильно разобщена и деморализована вследствие зарождающейся классовой борьбы и поражений в Русско-Японской и Первой Мировой войнах. С началом гражданской войны армия была расколота, как и российское общество по классовому признаку. За время советской власти статус Советской Армии непрерывно повышался. Общее настроение в обществе было таким, что юноша, не отслуживший в армии, не считался настоящим мужчиной.

После распада СССР престиж Российской армии сильно упал. В обществе нарастало негативное отношение к армии, так как армия не выполняла своей главной функции - функции защиты - например, в Чечне. Однако это негативное отношение было скорее направлено против коррумпированной армейской верхушки, которая наживалась на чеченской войне. Опасность отправки в зону боевых действий и сильнейшее падение дисциплины в армии сделало службу в армии пугающей для большинства потенциальных призывников и их родителей, что практически не изменилось и в настоящее время.

В основе социальной проблемы отношения современной российской молодежи к службе в рядах вооруженных сил РФ лежит социальное противоречие. Социальное противоречие состоит в различном отношении молодёжи к армии, так как происходит несоответствие желаемого и действительного. Молодёжь выступает за профессиональную, боеспособную армию. Реальное же состояние Российской армии до недавнего времени характеризовалось утратой боеспособности,  технической деградацией, ухудшением санитарно-бытовых условий; падением боевого мастерства, умения воевать.

Лишь недавно положение с материально-техническим обеспечением вооруженных сил стало заметно улучшаться. Тем не менее, главная проблема современной российской армии – дедовщина, остается главным фактором, вызывающим негативное отношение большей части российской молодежи к армии. Ряд громких дел о нанесении тяжких увечий солдатам со стороны сослуживцев и офицеров были активно освещены в СМИ. Достаточно вспомнить дело рядового Сычева и зверское убийство рядового Синконена офицерами части, в которой он служил.

Тема данной работы является актуальной, так как российская армия является неотъемлемой частью российского общества, и проблемы армии касаются всех граждан РФ.

В ряду проблем армии значительное место занимает и проблема взаимоотношения армии и молодежи.  По масштабу проявления данная проблема существует на индивидуальном и групповом уровнях. На индивидуальном уровне следует рассматривать, как относится к армии отдельно взятый индивид. На групповом уровне выявляется отношение к армии отдельно взятой группы людей - студенчества российских ВУЗов.

Целью курсовой работы является исследование современной российской армии с точки зрения студента.

В соответствии с целью работы ставим перед собой следующие задачи:

- изучить проблемы Российской Армии на современном этапе;

- исследовать отношение студенчества к современной армии.


1. СТУДЕНТЫ И ВОЕННЫЕ КАФЕДРЫ В АСПЕКТЕ ПРОБЛЕМ РОССИЙСКОЙ АРМИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ


По утверждению бывшего министра обороны РФ Сергея Иванова, после распада СССР армия сократилась в три раза, а количество высших учебных заведений и военных кафедр увеличилось в полтора раза. Военные кафедры страны выпускают в год свыше 50 тыс. офицеров запаса, но из них на военную службу офицерами призывается менее 10 тыс. [3, c.11].

В настоящее время на военных кафедрах обучаются более 170 тыс. студентов, что больше, чем в СССР. По многим специальностям комплект офицеров запаса превышает потребности Вооруженных сил в десять раз [3, c.11].

Новый Закон «Об обороне» дает право профильному министерству самостоятельно принимать решение о количестве мобилизационного резерва страны. То есть военные могут открывать или закрывать военные кафедры и вузы, а также решать, сколько человек им нужно призвать в армию. Перечень вузов, в которых останутся военные кафедры, Министерство обороны обнародовало 8 сентября: с 2008 г. военные кафедры сохранятся в 35 российских гражданских вузах, а еще в 33 будут преобразованы в учебно-военные центры (УВЦ), однако новые УВЦ начнут работать не ранее 2008 г [3, c.12].

Они, по сути, станут отдельными факультетами при институтах. На базе этих центров будет вестись серьезная профильная подготовка офицеров. Обучение в них от службы в армии не освобождает: студент, решивший освоить военную специальность, подпишет контракт с Министерством обороны о том, что после окончания вуза отслужит три года офицером, а во время учебы дополнительно к стипендии будет получать денежное довольствие как курсант военного учебного заведения; студент без военной специальности с 2008 г. после получения диплома о высшем образовании будет обязан отслужить один год рядовым.

Эти нововведения, по утверждению их инициаторов, должны значительно упростить и сделать более честной нынешнюю систему призыва, а также нанести серьезный удар по коррупции.

Параллельно Минобороны отменило ряд отсрочек. Это отсрочки на время обучения в ВУЗе, социальные — по болезни, в связи с семейной ситуацией, а также отсрочка от воинской службы на время исполнения депутатских полномочий и др.

По-видимому, потеряют право освобождать своих сотрудников от военной службы многие предприятия, которые сейчас такую возможность имеют в соответствии с постановлениями Правительства РФ. Простые россияне выступают против закрытия военных кафедр, хотя убеждены в их бесполезности [3, c.12].

Таковы данные опросов Фонда «Общественное мнение». Призыв молодых людей рядовыми после окончания вузов пойдет армии на пользу, а самим молодым людям — во вред, считают опрошенные. Всего поддерживают решение в интересах «силовых структур» 29% респондентов, против выступают 38%, а еще 33% ответить затруднились.

При этом граждане признают, что военные кафедры не в состоянии эффективно обучить студентов военным специальностям (45% против 27%), посему за сохранение военных кафедр респонденты выступают главным образом из гуманитарных соображений [10, c.25].

Минобороны планирует заключать контракты со студентами имеющих военные кафедры вузов. При этом станет выплачиваться стипендия до 2 тыс. руб. в месяц, а студент будет обязан по окончании вуза служить в армии по контракту в течение трех лет.

В период 2005-2007 гг. только доучивали студентов, набранных на эти кафедры. На организацию подготовки офицеров из числа студентов гражданских вузов до 2010 г. выделят 1,3 млрд. руб. [3, c.15].

Одновременно планируется изменить контракты с курсантами военно-учебных заведений, которые в качестве офицеров должны будут либо служить не менее пяти лет, либо выплатить затраченные на свое обучение деньги.

Причем штрафные санкции (60 тыс. руб.), по мнению экспертов Государственной думы, будут в два раза ниже реальной стоимости их обучения, которая сейчас составляет 133 тыс. руб. за весь период обучения. А также к 2010 г. будут закрыты 17 военных вузов (останется 61 с укрупненной учебно-материальной базой) [3, c.16].

Оценивать эту новую программу следует с двух сторон. Во-первых, с точки зрения частного вопроса эффективности подготовки офицерских кадров, а во-вторых, в плане общей проблемы комплектования Вооруженных сил (и других войск), призыва, контрактной службы, технического оснащения армии и обороноспособности страны в целом.

Безусловно, нынешняя практика подготовки офицерского корпуса несостоятельна. Военные кафедры в гражданских вузах зачастую служат приманкой для тех, кто не хочет служить по призыву, причем и качество вузовского образования, и уровень обучения на военных кафедрах остаются на низком уровне, увеличивая лишь «взяткоемкость» этих заведений. При огромном перепроизводстве младших офицеров, которые не идут служить, — их крайне не хватает в армии.

В этом смысле стремление Минобороны и правительства навести порядок в данной области вполне оправданны, и предложенная программа (с некоторыми частными оговорками) является шагом в правильном направлении.

Однако, с другой стороны, намерение «не мытьем, так катаньем» расширить призывной контингент для рядового состава за счет студентов, отучившихся в вузах без военных кафедр (порядка 150 тыс. человек), и сохранить большинство военных училищ — это продолжение все той же инерционно-бюрократической линии на содержание армии (и других войск) с раздутыми штатами, большой численности личного состава и парков

 

Заказать курсовую