Регулирование трудовой миграции в России (курсовая)


Оглавление

Введение    3
1. Теоретические основы миграционной политики России, ее цели и виды    5
2. Нормативно-правовая основа миграционной политики России    15
3. Эмиграционная политика стран-экспортеров трудовых ресурсов    24
Заключение    27
Список использованных источников    29

 

Введение

 

Согласно Международному пакту о гражданских и политических правах 1966 г. каждый человек может покинуть любую страну, в том числе и свою собственную, т.е. каждый человек имеет право на эмиграцию[1]. Однако во многих государствах это право ограничивается установленными законодательными актами, призванными охранять государственную безопасность, общественный порядок, здоровье или нравственность населения или права и свободы других лиц. Миграция населения является той областью, где особенно остро ощущается взаимодействие мирового и национального правопорядка. Основные принципы взаимоотношений граждан, общества и власти отражены в соответствующих законах, регулирующих миграционные процессы.

Стремление людей к перемене места жительства обусловлено возможностью получения подходящей работы, перспективами роста социально-профессионального статуса, но и гораздо более широким кругом потребностей – экономических, социальных и иных. На принятие решения о переезде в другое государство оказывают влияние такие факторы, как неудовлетворенные потребности индивида в данном месте проживания; невозможность решения своих проблем в данной стране; невостребованность человека в своем государстве; наличие перспектив и возможностей в другом государстве, которые способны удовлетворить потребности человека.

По данным глобальной комиссии по миграции ООН, в России 13,3 млн. мигрантов. По количеству миграций Россия занимает второе место после США, где эта цифра составляет 35 млн. человек. При этом наряду с легальной миграцией велика доля нелегальных мигрантов из соседних с Россией государств, где уровень жизни населения ниже. В России для официальной миграции рабочей силы, заказываемой хозяйствующими субъектами РФ, существует определенная квота. Однако поток нелегальной миграции намного превышает количество легальной. По приблизительным подсчетам это от 1,5 млн. до 15 млн. человек в год, в том числе из дальнего зарубежья – от нескольких сот тысяч до двух миллионов[2].

Потоки нелегальной миграции, как и не контролируемая государством легальная миграция, являются одним из факторов формирования угроз национальной и экономической безопасности. Как правило, нелегальная миграция напрямую связана с криминологической обстановкой в стране, укоренением таких новых видов преступности, как экономическая, организованная, транснациональная. Нерегулируемая массовая миграция приводит к разрастанию коррупции в обществе. Поэтому тема исследования является актуальной, так как национальная и экономическая безопасность России напрямую связаны с миграционными процессами.

Целью работы является изучение проблемы регулирования трудовой миграции.

Для достижения данной цели в работе были поставлены следующие задачи:

- изучить теоретические основы миграционной политики России, ее цели и виды;

- изучить нормативно-правовые основы миграционной политики России;

- исследовать эмиграционную политику стран-экспортеров трудовых ресурсов.

Теоретической и методологической базой работы стали труды таких авторов как Рощин Ю.В., Тюркин М.Л., Тюрюканова Е., Воронина Н.А. , Шугаев А.А., Нежибецкая И.Е. и др. по исследуемой тематике.

В ходе исследования применялись методы статистического и социологического анализа.

 

1. Теоретические основы миграционной политики России, ее цели и виды

 

При исследовании миграции условно выделяют три направления движения населения: во-первых, миграцию рассматривают как многообразие пространственного перемещения людей независимо от его характера и целей; во-вторых, пространственные перемещения между населенными пунктами влекут за собой постоянную или временную смену места жительства и работы; в-третьих, процесс миграции населения ведет к территориальному перераспределению. В настоящее время именно третий вид миграции, как правило, приводит к тому, что жители из одного государства с достаточно высокой плотностью населения перемещается на территорию другого государства, где плотность населения ниже и существует избыток рабочих мест[3]. Таким образом, любое территориальное перемещение, совершенное между разными населенными пунктами либо государствами, вне зависимости от продолжительности, регулярности и целевой направленности представляет собой миграцию.

Участники современных миграционных процессов подразделяются на следующие категории: мигрант, эмигрант, иммигрант. К категории мигрантов относятся лица, совершающие миграцию, т.е. переселение, как внутреннее, так и внешнее. Эмигрантом считается человек, выезжающий на постоянное место жительства в другое государство, покинувший страну своего гражданства или постоянного проживания.

К иммигрантам относятся граждане одного государства, поселяющиеся на постоянное или длительное время на территории другого государства. Всю миграцию, как правило, делят на внутреннюю и внешнюю. Под внутренней миграцией подразумевают территориальные перемещения жителей внутри страны. Внешняя миграция предполагает прибытие и убытие граждан иностранных государств и лиц без гражданства.

В последние годы появилось много публикаций, авторы которых анализируют опыт формирования и реализации миграционной политики развитых западных стран[4]. Данные авторы делают вывод о том, что на современном этапе развития миграционная политика реализуется на мировом, международном (региональном) уровнях и на уровне отдельного государства.

На мировом уровне миграционная политика осуществляется международными организациями, такими как специализированные учреждения системы ООН (Управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев, Международная организация труда и др.), Международная организация по миграции, и отражается в действующих актах и др. документах и рекомендациях, которые ими принимаются на различных заседаниях и конференциях, в т.ч. на всемирных конференциях ООН, имеющих правительственный статус.

Как видим, сущность миграционной политики на мировом уровне заключается в создании универсальных механизмов регулирования миграционных перемещений. Создание различных международных (региональных) союзов отдельных государств во многих случаях предусматривает и свободу передвижения граждан этих государств через внутренние государственные границы. Создание так называемых «прозрачных границ» предусматривает проведение единой политики регулирования миграционных процессов на территории государств, входящих в такие союзы. Однако интересы и задачи союза в целом могут не совпадать и вступать в противоречие с интересами его отдельных членов.

Суть государственной миграционной политики на уровне отдельной страны заключается в соблюдении прав и свобод человека и гражданина, содействии социально-экономическому развитию государства и его демографической составляющей, управлении миграционными процессами с целью предотвратить те из них, которые считаются нежелательными с точки зрения интересов страны[5]. Разделяя мнение М.Л. Тюркина, изложенное в его системном научном исследовании «Миграционная система России», мы выделяем в качестве особенной функции политическую – управление миграционной политикой.

М.Л. Тюркин определяет систему критериев для оценки международной миграции[6].

1. Цель пребывания. Характеристики критерия:

- важен при определении статуса международного мигранта через его потенциальную экономическую активность;

- идентификация международных трудящихся-мигрантов;

- двуедин – как отражение субъективных намерений международного мигранта или как причина допуска в страну, утвержденная законодательством принимающего государства.

Достоинства: важен при определении статуса международного мигранта через его потенциальную экономическую активность; важен для принимающего государства, определяющего визовые ограничения, по которым лицо может быть допущено на его территорию на законных основаниях.

Недостатки: цель пребывания вряд ли является точным отражением намерений самого мигранта.

2. Место рождения. Используется для идентификации международных мигрантов при переписи населения.

Достоинства: позволяет идентифицировать международных и внутренних мигрантов лишь по одному вопросу.

 


[1] Международный пакт о гражданских и политических правах // Бюллетень Верховного Суда Рос. Федерации.- 1994.- № 12.

[2] Петрова Ю.А. Комментарий к Федеральному закону от 18 июля 2006 года № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» (постатейный).- М.: ИНФРА-М, 2010.- С. 10.

[3] Тюркин М.Л. Миграционная система России: Монография.- М.: Издательский дом «Стратегия», 2005.- С. 9.

[4] См., например: Регент Т.М. Миграция в России. Проблемы государственного регулирования.- М., 2009; Рязанцев С.В. Влияние миграции на социально-экономическое развитие Европы: современные тенденции.- Ставрополь, 2009; Иммиграционная политика западных стран. Альтернативы для России.- М.: МОМ, 2007; Государство. Антропоток: доклад Центра стратегических исследований Приволжского федерального округа.- Н.Новгород, 2008; Денисенко М.Б., Хараева О.А., Чудиновских О.С.  Иммиграционная политика в Российской Федерации и странах Запада.- М., 2009; Тюркин М.Л. Историко-правовой анализ миграционных систем России, США, Франции и ФРГ.- М.: ВНИИ МВД России, 2004.

[5] Тюркин М.Л. Миграционная система России: Монография.- М.: Издательский дом «Стратегия», 2005.- С. 99.

[6] Там же.- С. 200.

 

Заказать курсовую