Вологодская область (курсовая)

Содержание

Введение 3
1. Общая характеристика территориально-географического положения субъекта 5
2. Краткая характеристика исторического освоения территории субъекта 10
3. Анализ основных социально-экономических показателей развития субъекта 15
4. Анализ основных социально-экономических проблем развития субъекта 22
5. Характеристика основных перспектив социально-экономического развития субъекта 28
Заключение 34
Список использованных источников 36

Введение

Вологодская область — субъект Российской Федерации, образована 23 сентября 1937 года. Расположена на северо-западе Европейской части России. Входит в состав Северо-Западного федерального округа. Население области составляет 1 млн 269 тыс. человек [7]. Административный центр области — город Вологда, крупнейший город — Череповец.

Основной отраслью специализации является чёрная металлургия, на втором месте — электроэнергетика. Вологодская область сильно интегрирована в мировую экономику. По объёму экспорта на душу населения область занимает 6-е место среди регионов России и 2-е место в Северо-Западном федеральном округе.

Товарная структура областного экспорта определяется, прежде всего, продукцией промышленных гигантов — предприятий чёрной металлургии, химии, машиностроения, деревообработки: ОАО «Северсталь», ОАО «Череповецкий сталепрокатный завод», ОАО «Аммофос», ОАО «Череповецкий «Азот», ЗАО «Вологодский подшипниковый завод», ОАО «Сокольский деревообрабатывающий комбинат».

Экономический рост в области достигался ранее в основном за счёт чёрной металлургии. Эта привязанность ставила экономику области, её социальную сферу в прямую зависимость от финансово-экономического положения предприятий холдинга «Северсталь-групп», расположенных на территории области [6].

Тем не менее, область экспортирует значительные объёмы продуктовых товаров: молоко, птицу, мясо, знаменитое вологодское масло. Сохранились до настоящего времени некоторые традиционные художественные промыслы: вологодское кружево, самый крупный центр кружевоплетения в России — вологодское предприятие «Снежинка»; уникальные промыслы Великого Устюга — шемогодская резная берёста и чернение по серебру.

Ведущая отрасль сельского хозяйства — молочное животноводство, на которое приходится 70% всей продукции сельского хозяйства. Производственно-промышленный потенциал агропромышленного комплекса позволяет обеспечить потребность населения в мясе, молоке, яйце, картофеле.

Целью работы является изучение социально-экономического развития Вологодской области.

Для достижения цели в работе были поставлены следующие задачи:

  • дать общую характеристику территориально-географического положения субъекта;
  • дать краткую характеристику исторического освоения территории субъекта;
  • провести анализ основных социально-экономических показателей развития субъекта;
  • провести анализ основных социально-экономических проблем развития субъекта;
  • дать характеристику основных перспектив социально-экономического развития субъекта.

1. Общая характеристика территориально-географического положения субъекта

Вологодская область расположена на севере Европейской части России и входит в Северо-Западный федеральный округ. Площадь Вологодской области – 144,5 тыс. кв. км. Протяженность с севера на юг – 385 км, с запада на восток – 650 км. Территория области равна совокупной площади нескольких европейских государств, таких как Дании, Швейцарии, Бельгии и Голландии [16, c.46].

Область граничит на севере – с Архангельской, на востоке – с Кировской, на юге – с Костромской и Ярославской, на юго-западе – с Тверской и Новгородской, на западе – с Ленинградской областями, на северо-западе – с Республикой Карелия.

Удобное географическое положение позитивно влияет на развитие экономики. Через область проходят все виды транспортных коммуникаций: железные и автомобильные дороги, Волго-Балтийский водный путь, воздушный коридор Европа-Азия.

По системе газопроводов, идущих через территорию области, ежегодно перекачивается около 80 млрд. куб. м природного газа. Кроме того, по территории Вологодской области будет проходить часть транснационального Северо-Европейского газопровода протяженностью более 300 км, его строительство уже ведется.

Выгода географического положения области заключается также в близости к главным промышленным центрам страны: Москве и Санкт-Петербургу, а также в соседстве с ведущими регионами Северо-Запада и Центра.

Волго-Балтийский канал позволяет в течение 6 месяцев навигации отправлять грузы в порты Балтийского, Белого, Каспийского, Черного и Средиземного морей.

Территориальное положение Вологодской области достаточно выгодное, область обладает удобными выходами к основным российским рынкам. Через область проходят транспортные магистрали, соединяющие Центральную Россию с северными автомагистралями и восточными районами. Область является транзитной для многих категорий грузов, поскольку располагается на маршрутах их доставки в морские порты Балтики, Белого и Баренцева морей на Северо-Западе России и потребителям Урала и Поволжья.

С 2000 года наблюдается устойчивая тенденция наращивания грузооборота транспорта общего пользования. В 2009 году перевезено грузов 19,5 млн. тонн, пассажиров – 208,3 млн. человек, грузооборот составил 69,2 млрд. тонно-км, пассажирооборот – 3,3 млрд. пасс.-км. [2, c.79].

Развитие современной транспортной инфраструктуры, а также устойчивое и эффективное функционирование транспортного комплекса области, являются необходимыми условиями стабилизации, развития и повышения конкурентоспособности экономики региона, способствующими росту товарооборота, объемов передачи информации, производственных мощностей, изменению структуры экономики, устранению ограничений инфраструктурного и технологического характера, улучшению условий и уровня жизни населения.

Железнодорожный транспорт общего пользования остается ведущим звеном транспортного комплекса Вологодской области в перевозках грузов.

В пределах Вологодской области проходят транспортные коридоры «Транссиб» и «Юг-Север». Вологодский железнодорожный узел является одним из крупнейших на северо-западе Российской Федерации.

Все железнодорожные пути общего пользования на территории области электрифицированы. Плотность железнодорожных путей общего пользования составляет 53 км на 10 тыс. кв. км при среднероссийском уровне – 50 км.

По железным дорогам в пределах Вологодской области отправляется более 17 млн. тонн грузов, поступает для области 32 млн. тонн грузов, пропускается более 60 млн. тонн транзитных грузов. Основной объем грузов, отправляемых с предприятий и организаций области, составляют черные металлы, строительные материалы, химические и минеральные удобрения, продукция предприятий лесного комплекса.

Эффективность железнодорожного транспорта будет определяться динамикой обновления основных производственных фондов отрасли, темпам роста спроса на железнодорожные перевозки, результатами реализации структурной реформы отрасли, эффективностью тарифной политики в регулируемых государством естественно-монопольных секторах деятельности.

По автомобильным дорогам области осуществляется более трети всего объема грузовых перевозок, более 90% всех перевозок пассажиров, что в 10 раз больше, чем по всем другим путям сообщения, и в 26 раз больше, чем по железным дорогам [5, c.89].

Практически все крупные населенные пункты соединены с областным центром дорогами с твердым покрытием. Но большинство дорог не отвечает требованиям технико-эксплуатационного состояния, требуется их ремонт.

Сложившаяся сеть основных региональных автодорог в отдельных частях области имеет недостаточную густоту, зачастую состоит из участков, не связанных между собой в единое целое, не обеспечивает межрайонные (межмуниципальные) сообщения и выходы в соседние регионы. Недостаточно развита транспортно-логистическая структура.

Городской пассажирский транспорт общего пользования является важнейшим элементом транспортной системы, который обеспечивает ежедневную транспортную подвижность большинства населения области.

Общая протяженность сети областных автомобильных дорог с твердым покрытием составляет 13406 км, их них дороги общего пользования – 11750 км.

По оказанию услуг населению ведущее место в транспортной системе занимает автомобильный пассажирский и городской наземный электрический пассажирский транспорт, которыми перевозятся 97,8% пассажиров.

В области развита сеть водного транспорта. По ее территории проходят два крупных речных канала Северо-Запада Российской Федерации: Волго-Балтийский водный путь (ВБВП) и Северо-Двинская шлюзованная система. Особое экономическое значение для области имеет ВолгоБалтийский водный путь, который связывает Санкт-Петербург с Москвой и городами, расположенными вдоль рек: Волга, Кама, Дон, обеспечивая выход к Беломоро-Балтийскому каналу, в Белое, Каспийское, Черное и Средиземное моря [2, c.80].

В последние годы объемы перевозок грузов по ВБВП по сравнению с 2000 годом выросли в 2,8 раза, преобладающими стали транзитные потоки внешнеторговых грузов (более 60% всего объема). Кроме того, по Волго-Балту совершают регулярные рейсы десятки комфортабельных туристических лайнеров.

Развитие транзита через территорию Вологодской области затрудняется недостаточной пропускной способностью Волго-Балтийского водного пути, требующего реконструкции системы шлюзов и гидротехнических сооружений (степень износа гидротехнических сооружений составляет около 70%).

Кроме того, система ВБВП перегружена и является сдерживающим звеном в наращивании объемов перевозки грузов и повышении эффективности работы эксплуатационного флота.

В воздушном пространстве над территорией области с запада на восток проходит коридор международных трасс.

На территории Вологодской области функционируют 2 авиапредприятия: