Воронежская область (курсовая)

Содержание

 

Введение    3

1. Общая характеристика территориально-географического положения субъекта    5

2. Краткая характеристика исторического освоения территории субъекта    11

3. Анализ основных социально-экономических показателей развития субъекта    17

4. Анализ основных социально-экономических проблем развития субъекта    23

5. Характеристика основных перспектив социально-экономического  развития субъекта    32

Заключение    40

Список использованных источников    42

 

Введение

 

Воронежская область — субъект Российской Федерации, область в центре европейской части России. Областной центр — город Воронеж. Расстояние до Москвы — 439 км. Образована 13 июня 1934 года. Входит в состав Центрального федерального округа. Административный центр области — город Воронеж [1].

По структуре хозяйства Воронежская область индустриально-аграрная. В составе промышленности преобладают машиностроение, электроэнергетика, химическая индустрия и отрасли по переработке сельскохозяйственного сырья. На них приходится 4/5 общего объема выпускаемой промышленной продукции. Отраслью специализации региона является пищевая промышленность (27%), второе место занимают машиностроение и металлообработка (23%), третье место — электроэнергетика (18 %) [16, c.119].

Промышленность области специализируется на производстве станков, экскаваторов, металлических мостовых конструкций, кузнечно-прессового и горно-обогатительного оборудования, электронной техники (в том числе телевизоров), пассажирских самолетов-аэробусов, синтетического каучука и шин, огнеупорных изделий, сахара-песка, маслобойно-жировой и мясной продукции.

Воронежская область — крупный поставщик сельскохозяйственной продукции: она производит зерно (в основном пшеницу), сахарную свеклу, подсолнечник и другие технические культуры, картофель и овощи. В целом профиль сельского хозяйства — свекловичный с посевами подсолнечника и зерновых культур, молочно-мясным скотоводством, свиноводством и овцеводством. Среднедушевой коэффициент по производству крупы — 2,4.

Перед Воронежской областью в предстоящем десятилетии стоит не-простая задача. Прежде всего, необходимо остановить хроническое отставание региона от среднероссийских темпов роста, обеспечить в полном объеме реализацию общенациональных целей и задач. Однако, простого сохранения имеющихся позиций для Воронежской области недостаточно. Требуется значительный рывок в уровне социально-экономического развития, позволяющий приблизиться по основным показателям к регионам-лидерам.

Вместе с тем у Воронежской области есть ряд особенностей, которые не позволяют ей копировать стратегии роста у регионов-лидеров или федерального центра. Наиболее значимой такой особенностью является отсутствие природно-сырьевых преимуществ и тяжелой промышленности – ресурсной основы общенациональной стратегии и стратегий регионов-лидеров. Существуют и другие, не столь определяющие ограничения. Поэтому тема исследования является актуальной.

Целью работы является анализ социально-экономического положения субъекта РФ на примере Воронежской области.

Для достижения цели в работе были поставлены следующие задачи:

- дать общую характеристику территориально-географического положения субъекта;

- дать краткую характеристику исторического освоения территории субъекта;

- провести анализ основных социально-экономических показателей развития субъекта;

- провести анализ основных социально-экономических проблем развития субъекта;

- дать характеристику основных перспектив социально-экономического развития субъекта.

 

5. Характеристика основных перспектив социально-экономического развития субъекта

 

Стартовые позиции экономики Воронежской области характеризуются хроническим отставанием от среднероссийских показателей. По уровню валового регионального продукта (ВРП) на душу населения регион находится в шестом десятке среди субъектов Российской Федерации. По уровню бюджетной обеспеченности Воронежская область занимает 14 место в Центральном федеральном округе.  По уровню среднедушевых денежных доходов – 54 место в России.

Главная причина такого положения – низкая конкурентоспособность региональной экономики, что находит отражение в основных показателях эффективности. Производительность труда в регионе  в 2,3 раза ниже среднероссийской. Преимущественно экономика Воронежской области представлена предприятиями с отсталыми производственными мощностями, использующими устаревшие технологии и производящими товары с низкой конкурентоспособностью.

Существенным препятствием роста конкурентоспособности экономики является ее недостаточная обеспеченность современной производственно-технологической базой. Обеспеченность основными фондами в регионе на 40% ниже, чем в среднем по России, а эффективность их использования – на 27% ниже. При этом износ основных фондов составляет 45,6% [18, c.83].

Внедрение инноваций на устаревшей производственной базе не будет эффективным. Поэтому для обеспечения успешности общероссийской инновационной стратегии региону необходимо вначале преодолеть технологическую отсталость, для чего требуется провести масштабную модернизацию экономики. На тех немногих предприятиях Воронежской области, где используются современные технологии, производительность выше, чем в среднем по отрасли, в 8-10 раз. Именно за счет роста производительности труда у региона существуют возможности опережающего роста экономики и вхождения в число 15 лидеров по объему ВРП на душу населения.

Вхождение Воронежской области в перечень 15 регионов-лидеров означает рост ВРП к 2020 году в 3,2 раза. Так, требуется рост ВРП в 1,85 раза для достижения уровня регионов-лидеров, а также рост ВРП в 1,83 раза для сохранения общероссийских темпов, предусмотренных Концепцией-2020. Для реализации такой задачи необходим среднегодовой рост экономики в размере 12,7% [18, c.85].

В отличие от общенациональной стратегии федерального центра, а также ряда соседних регионов-лидеров, ресурсным фундаментом которых является сырьевой сектор или тяжелая промышленность, возможности опережающего роста Воронежской области путем реализации инновационного сценария существенно ограничены. Поэтому полный переход к инновационному сценарию развития как приоритетному направлению предусматривается в конце периода планирования, по мере накопления экономического потенциала. В период планирования будут проводиться интенсивные мероприятия по созданию в регионе предпосылок для инновационного роста.

Основным стратегическим направлением, ведущим к реализации данной цели, является развитие в регионе современной промышленности.

Потенциал роста в других секторах экономики (сельское хозяйство, строительство, транспорт, логистика, связь, туризм, торговля, услуги, прочие сферы) является ограниченным, и они выполняют роль обеспечивающих сбалансированность роста, диверсификацию экономики, развитие территорий и социальные функции.

Это не означает, что потенциал данных отраслей не нужно развивать, но пределы роста в них сдерживаются либо возможностями отрасли, либо спросовыми ограничениями. Так, потенциал роста в сельском хозяйстве за счет повышения продуктивности, внедрения современных технологий на интервале 10 лет составляет 1,5-2,0 раза. Другие отрасли ориентированы на

 

Заказать курсовую