Духовные потребности личности и сфера социально-культурного сервиса и туризма (курсовая)


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ    3
1.  ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДУХОВНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ И СФЕРЫ СЕРВИСА    5
1.1 Понятие духовных потребностей личности    5
1.2. Понятия сферы сервиса    9
1.3. Основные методы удовлетворения потребностей    12
2. ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ И ПАЛОМНИЧЕСКИЙ ТУРИЗМ КАК СРЕДСТВО УДОВЛЕТВОРЕНИЯ ДУХОВНО-ЦЕННОСТНЫХ И СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ    17
2.1. Особенности и социально-культурные аспекты познавательного туризма    17
2.2. Духовно-ценностные аспекты и особенности организации паломнического туризма    20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ    34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ    37

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность темы исследования. Потребность определяется как состояние человека, создаваемое нуждой в объектах, необходимых для его существования, и выступающих источником его активности. Человек рождается как человеческий индивид, как телесное существо, и для поддержания жизни ему врожденны органические потребности. Потребность - это всегда потребность в чем-то, в предметах или условиях, необходимых для поддержания жизнедеятельности. Соотнесение нужды с ее объектом превращает состояние нужды в потребность, а ее объект - в предмет этой потребности и тем самым порождает активность, направленность как психическое выражение этой потребности. Потребности человека можно определить как состояние неудовлетворенности, или нужды, которое он стремится преодолеть. Именно это состояние неудовлетворенности заставляет человека предпринимать определенные шаги (осуществлять производственную деятельность) [1, c.26].

Наряду с развлекательным, ознакомительным, оздоровительным туризмом значительное число людей привлекает познавательный туризм. Его целью является приобщение к материальным и духовным ценностям различных стран и народов. В отличие от развлекательного, познавательный туризм позволяет участникам туров более глубоко ознакомиться как с целой культурой отдельных народов, так и с отдельными ее проявлениями. Познавательный туризм является выражением стремления человека расширить свой кругозор, составить представление о том, как живут другие страны и народы, каковы их достижения в науке, искусстве, технике и быте. Стремление к познанию — и содержание, и мощный стимул человеческой деятельности. Этот стимул проявляется уже на стадии инстинкта, заставляющего животное существо ориентироваться в окружающей среде. У человека познание становится основным способом развития и овладения силами своей собственной природы и окружающего мира [14, с.16].

Деятельность познания состоит в том, что человек целенаправленно воспринимает факты внутреннего и внешнего мира, систематизирует их, находит закономерности, которые определяют последовательность явлений. В результате познания возникает целостная модель явления, которая позволяет человеку сознательно подходить к внешней действительности и использовать ее в своих целях. Познание — как специфический вид деятельности человека, приводит к теоретическому осмыслению действительности, составляет содержание научной деятельности ученого. Однако человек, который не занимается профессиональной научной деятельностью, также по-настоящему находит удовлетворение в своей работе и жизни только тогда, когда он может объяснить многообразие окружающих его явлений, систематизировать их и в полной мере понять.

Объектом исследования являются духовные потребности личности, а также сфера социально-культурного сервиса и туризма.

Предметом исследования выступает взаимодействие духовных потребностей личности и сферы социально-культурного сервиса и туризма. 

Целью исследования является изучение философии взаимодействия духовных потребностей личности и сферы социально-культурного сервиса и туризма.

Задачами исследования, которые необходимо было решить для достижения поставленной цели, стали:

-  исследовать взаимодействие духовных потребностей личности и сферы сервиса;

- изучить духовно-ценностные и социально-культурные аспекты познавательного и паломнического туризма.

1.  ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДУХОВНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ И СФЕРЫ СЕРВИСА

1.1 Понятие духовных потребностей личности


Духовные потребности — это потребности в знаниях, настроениях, переживаниях и впечатлениях. К духовным относятся потребности в познании, образовании, воспитании, смысле жизни. Их можно также классифицировать на основе форм общественного сознания разделив на нравственные, правовые, политические, эстетические, религиозные или атеистические потребности, потребность в мировоззрении. Наконец, можно выделить относительно простые духовные потребности, существующие на уровне обыденного сознания, и сложные, которые удовлетворяются с помощью теоретического и художественного сознания [6, c.34].

Потребность в познании это стремление человека к знанию объективных явлений, свойств и закономерностей действительности. Она порождается материальными потребностями в успешной трудовой деятельности, которая не может существовать и совершенствоваться без накопления знаний о мире. Затем потребность в познании может приобретать относительную самостоятельность, превращаться в самоцель, так что ее связь с материальными потребностями становится опосредованной и завуалированной. У древних людей эта потребность удовлетворялась только с помощью обыденного познания. Затем появляются более сложные пути удовлетворения потребности в знаниях — мифология и религия. В религии действительные знания о мире переплетаются с верой в сверхъестественное — т.е. идеями, которые объявляются истинными без доказательств, на основе традиции. Наиболее развитые формы познания — научное и ху­дожественное [9, c.39].

Научное познание нацелено на раскрытие объективных законов природы и общества, объяснение и предсказание изменений изучаемых явлений. Оно включает в себя проверяемые и проверенные фак­ты и обобщения. Художественное познание — это особое эстетическое освоение действительности в художественно-образной форме. Оно может осуществляться с помощью искусства и включает в себя оценку вещей и событий как прекрасных или безобразных, низмен­ных или возвышенных, трагических или комических. Ценностно-ориентационная деятельность также опирается на познание (невозможно дать правильную оценку явлениям, которые не знаешь), но не сводится к нему.

Образование — это процесс усвоения систематизированных зна­ний, умений и навыков. Оно является одной из главных потребностей человека, так как стало необходимым условием подготовки к труду и общению. Потребность в образовании по существу является конкретизацией и более развитой формой потребности в познании. В современном обществе человек нуждается не в каком-то неопреде­ленном наборе знаний, а в качественной системе образования и в на­дежных критериях этого качества. Образование рассматривается в современном мире как одна из частей сферы услуг. Им занимаются особые организации — в основном учебные заведения. Государство осуществляет контроль за  образованием для придания ему легитим­ности: лицензирование образовательных услуг является подтвержде­нием их качества и обеспечивает их стандартизацию, официальное признание при оценке уровня образованности конкретного лица [19, c.31].

Воспитание — это целенаправленное воздействие на человека для подготовки его к выполнению всего многообразия социальных функ­ций (труда, общения, познания и т. п.). Оно входит в процесс социа­лизации и является потребностью, поскольку без целенаправленно­го воздействия взрослых ребенок не сможет стать дееспособным чле­ном общества. В учебных заведениях потребность в воспитании фактически удовлетворяется вместе с потребностью в образовании. Однако воспитание, по мнению психологов и педагогов, начинается практически с рождения ребенка, когда образование (в строгом смыс­ле слова) еще невозможно [19, c.32].

 

Заказать курсовую

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить