Экологическая тропа 3 (контрольная)


Содержание

Введение    3
1. Теоретические аспекты создания экологических троп    4
1.1. Типы экологических маршрутов    5
1.2. Правила поведения на экологической тропе    9
1.3. Разработка тематических программ для экотроп    11
2. Практические аспекты организации экологической тропы    15
2.1. Общая характеристика экологического маршрута    15
2.2. Легенда    16
2.3. Анкета    18
2.4. Реклама    18
2.5. Памятка туриста    19
2.6. Карта маршрута    21
2.7. Эмблема    22
2.8. Контрольные точки, конкурсы, изменение рельефа    22
Заключение    24
Список использованных источников    26

 

Введение

 

Важнейшим средством экологического образования является организация разнообразных видов деятельности школьников непосредственно в природной среде, в мире природы. Данное положение требует создания "учебного кабинета в природе". Учебная экологическая тропа - специально оборудованная в образовательных целях природная территория, на которой создаются условия для выполнения системы заданий, организующих и направляющих деятельность учащихся в природном окружении. Задания выполняются во время экскурсий, а также полевого практикума [1, c.22].

Маршрут экологической тропы выбирается таким образом, чтобы в нем были представлены не только участки нетронутой "дикой" природы, но и антропогенный ландшафт. Это позволяет проводить сравнительное изучение естественной и преобразованной среды, изучать характер природопреобразующей деятельности человека, учиться прогнозировать всевозможные последствия такой деятельности.

Экологическая тропа рассчитана на три категории посетителей: 1) педагогов и студентов; 2) старших дошкольников, учащихся школ и ПТУ; 3) родителей, отдыхающих, организованных в экскурсионные группы и др. Обычно учебная экологическая тропа посещается организованно под руководством экскурсовода. Однако при наличии специально разработанных буклетов-путеводителей возможно и самостоятельное ознакомление с экспозицией тропы [6, c.25].

Протяженность учебной тропы обусловливается временем, в течение которого может проводиться экскурсия. Для взрослых людей длительность может измеряться днями.

Целью работы является изучение теоретических аспектов прокладки экологических троп и практическая реализация экологической тропы на территории национального парка «Марий Чодра» Республики Марий Эл.

1. Теоретические аспекты создания экологических троп

 

Первая экологическая тропа была организована в национальном парке на востоке США. Пешеходный маршрут длиной 3 тысячи 300 километров, пролегавший через Аппалачи от штата Мэн до штата Джорджия, принял туристов в 1922 году. Позже экотропы стали создаваться в Европе. В России впервые пешеходная тропа появилась в 1916 году. По указанию князя Л.С. Голицына ее вырубили в Крымских скалах, в 7 километрах от Судака. С тех пор эту тропу с каменными лестницами, смотровыми площадками и неповторимыми видами на море называют Голицынской. Особенно живописна ее прибрежная часть. Тропа начинается в поселке Новый Свет, ее длина – 5 тысяч 400 метров [2, c.55].

Широкое распространение познавательные экологические маршруты получили на территории бывшего СССР в начале 60-х годов прошлого века, причем в Эстонии они пользовались особой популярностью. Сегодня практически все зеленые территории этой Прибалтийской страны имеют тщательно спланированные сети экологических троп. Наиболее известны тропы Первого национального парка Эстонии Лахемаа с двухсотлетними борами, ледниковым рельефом и озерами.

Интересны экологические тропы соседней Литвы: «Тропа зверей» с оригинально оформленными, стилизованными под различных животных пунктами-остановками, и тропа «Солнечная», где все сооружения выполнены из неделовой древесины.

В России первыми над созданием экологических троп потрудились студенты и преподаватели Московского и Уральского университетов. Именно они в начале 70-х проложили экологические маршруты в окрестностях Москвы и Екатеринбурга. Благодаря работе московских школьников в Измайловском парке появилась «Тропа следопытов», а на западной окраине столицы – экологическая тропа «Матвеевский лес».

 

1.1. Типы экологических маршрутов

 

Создание экологических троп преследует две цели – эколого-просветительскую и природоохранную. Информация, усвоенная в обстановке максимальной наглядности, способствует повышению экологической грамотности и культуры посетителей. Прокладка экотроп обеспечивает соблюдение природоохранного режима в заказниках и заповедниках, локализуя потоки посетителей на конкретных маршрутах [13, c.18].

Каждый экологический маршрут имеет свое назначение, в соответствии с которым выделяют основные группы экологических троп. Учебные экологические тропы – маршруты для экологического образования длиной до двух километров, экскурсия по ним длится не более 3-3,5 часа. Они оборудуются указательными знаками и информационными стендами. Такие тропы предназначены не только для школьников, их посетителями могут быть люди любого возраста.

Познавательно-прогулочные тропы, или тропы «выходного дня», протяженностью от 4 до 8 километров, на которых туристы либо с экскурсоводом, либо самостоятельно изучают особенности местной природы.

Познавательно-туристские тропы пролагают в охранных зонах заповедников или в туристических зонах национальных парков, их длина измеряется десятками, а иногда и сотнями километров. Путешествие по ним может длиться от нескольких дней до нескольких недель.

В городах экологические маршруты организуют на особо охраняемых природных территориях. Специально оборудованные маршруты экологических троп проходят через различные экосистемы и знакомят горожан с объектами, имеющими эстетическую и природоохранную ценность. Особое внимание уделяется образовательной составляющей экомаршрутов – информационным щитам, на которых размещаются сведения о флоре, фауне, процессах и явлениях, присущих конкретным природным комплексам [8, c.12].

 

Заказать контрольную

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить