Элитарная культура в сфере туризма (курсовая)

 

Содержание

 

Введение    3

Глава 1. Культура как элемент сферы туризма    6

1.1 Понятие культурного (познавательного) туризма    6

1.2 Роль культуры в формировании туристского интереса    10

1.3 Охрана культурно-исторического наследия в туризме    17

Глава 2. Феномен туризма в пространстве элитарной культуры    21

2.1 Понятие и сущность элитарной культуры    21

2.2 Влияние элитарной культуры на выбор вида отдыха и туризма    25

2.3 Формирование элитарной рекреационной специализации региона    29

Заключение    37

Список использованных источников и литературы    39

 

Введение

 

На современном этапе в общественном сознании происходят качественные изменения в понимании глобальных процессов, обеспечивающих прогрессивное развитие общества. Все большее внимание привлекают к себе явления, относящиеся к духовной жизни общества. В России, в частности, на первый план социально-политических дискуссий выступают вопросы о значимости культуры, духовности, нравственности, воспитания и образования.

В начале XXI века Россия вновь встала перед выбором пути своего дальнейшего развития. Утверждение рыночных отношений привело во многом к непредвиденным последствиям для духовной культуры. Большой процент представителей старой культуры, интеллигенции не смогли адаптироваться к новым условиям жизни и оказались в довольно сложной ситуации. Заметно снизился уровень культуры в обществе. Все это привело к осложнению механизма идентификации личности со сверхличными ценностями. Развивается культурная всеядность и безвкусие [11, c.5].

Однако вместе с целым рядом естественных трудностей, вызванных переходным состоянием отечественной культуры, нельзя не отметить ряд позитивных факторов. Вместе с социальными, экономическими, политическими изменениями очень серьезные сдвиги происходят и в общественном сознании. Постепенно ослабевает приверженность к какой-либо идеологии, к тем или иным стереотипам, которые долгое время направляли межкультурное взаимодействие в строго определенное русло, регламентируя выбор потенциального партнера, ориентируя на определенные отношения.

Знакомство с другими культурными традициями способствует наиболее точному самоопределению и ориентации в хаосе мировых контактов. Ориентация в мировой культуре учит ощущать себя в большей степени представителем человечества, не отождествляясь целиком и полностью со своей культурно-исторической средой. Развивается планетарное сознание и осуществляется деидеологизация.

Взаимодействие, диалог – это основной принцип жизнедеятельности культуры. Диалог является механизмом самосохранения и саморазвития культуры как целого. Туризм как одна из форм межкультурного взаимодействия открывает широкие возможности в самоопределении и развитии личности.

Элитарная культура создается привилегированной частью общества, либо по ее заказу профессиональными творцами. Она включает изящное искусство, классическую музыку и литературу. Высокая культура (например, живопись Пикассо или музыка Шенберга), трудна для понимания неподготовленного человека [5, c.37].

Как правило, она на десятилетия опережает уровень восприятия среднеобразованного человека. Крут ее потребителей — высокообразованная часть общества: критики, литературоведы, завсегдатаи музеев и выставок, театралы, художники, писатели, музыканты. Когда уровень образования населения растет, круг потребителей высокой  культуры расширяется. К ее разновидности можно отнести светское искусство и салонную музыку. Формула элитарной культуры — «искусство для искусства».

Феномен элитарной культуры оказывает соответствующее влияние и на сферу социально-культурного сервиса и туризма, что выражается в увлечении привилегированных слоев общества элитарными видами досуга – путешествиями на яхтах, круизных лайнерах, игра в гольф, и т.д.

Все вышеизложенное определило выбор темы исследования и ее актуальность.

Объектом исследования являются элитарная культура и сфера социально-культурного сервиса и туризма.

Предметом исследования является воздействие элитарной культуры на сферу социально-культурного сервиса и туризма.

Целью исследования состоит в изучении феномена элитарной культуры в современном мире и его актуальной прочтение в сфере туризма.

Соответственно задачами исследования выступили:

- дать характеристику культуры как элемента сферы туризма;

- изучить феномен туризма в пространстве элитарной культуры.

Новизна исследования состоит в попытке философского осмысления туризма через призму феномена элитарной культуры.

Обзор литературы по теме исследования. В процессе выполнения работы были использованы следующих отечественных и зарубежных авторов в области философии, социологии и туризма: Кравченко А.И., Спивак Д.Л., Маркузе Г.,  Миллс Ч., Морозова И.В., Флиер А.Я. и др.

Гипотеза исследования заключается в том что, элитарная культура оказывает влияние на развитие элитарного туризма.

 

2.2 Влияние элитарной культуры на выбор вида отдыха и туризма

Досуг   и  рекреация в самом широком смысле сопрягаются с обширными сферами жизнедеятельности общества - от  социально-экономических  отношений до сугубо личной жизни человека.

Изменения в теоретических, эмпирических исследованиях  и  реалиях в сфере свободного времени обусловлены рядом общецивилизационных факторов [12, c.24]:

- деидеологизацией  и  гуманизацией межгосударственных отношений;

- признанием приоритетов общечеловеческих интересов;

- свободным общением молодежи различных стран;

- развитием форм политического  и  культурного сотрудничества, международного туризма, а также опосредованных форм через Интернет, аудиовизуальные  и  теле­радиоканалы.

Современный досуг несет на себе печать постиндустриального общества  и  пронизывает всю повседневную жизнь.

Постиндустриализм размыл прежние  социальные  границы. Коммерциализация  культуры, мегаполисы с модно одетыми людьми, фланирующими по улицам  и  бульварам, прогулки по магазинам  и  покупки утвердились как новые виды досуга.

Городская  культура  модерна оказалась неразрывно связанной с природой, стимулировала развитие таких видов туризма как яхтинг, серфинг, водные лыжи круизы  и  катание на лодках; различных видов слалома  и  скоростной езды, конных  и  пеших прогулок. Став распространенными, они усложнились «дифференцировались  и  «отстранились» от  культуры  досуга трудящихся  и  мелких буржуа, превратились в формы  элитарного  туризма, требующего дорогостоящего оборудования  и  определенных навыков.

П. Бурдье, используя методологию Маркса, ставящего стоимость товара в зависимость от времени, необходимого для его производства, показал, что ценность эстетических взглядов, вкусов («габитус») определяется ресурсами времени  и  их непринужденным освоением через интерьер, музицирование, посещение музеев, т.е. условий, какие могут быть только у выходцев из привилегированных слоев [4, c.11].

Эстетический вкус столичной верхушки противопоставляется наивным взглядам провинциальной буржуазии  и  представителей неимущего класса. Полученные П. Бурдье эмпирические данные подтверждают, что в наши дни потребление, в том числе в сфере туризма,  социально  структурировано. П. Бурдье подчеркивает важность социализации индивида через  культуру  в самом раннем детстве,  и  её определяющее значение на последующих этапах.

Обоснование исследователем категорий «культурный капитал»  и  «символический капитал подкрепляется многочисленными эмпирическими данными, которые подтверждают, что исключение детей низшего класса из  элитарных  форм  культуры  и  досуга, в том числе туризма, обусловливает не только их отставание, но и добровольное психологическое подчинение элите. Это позволяет П. Бурдье обосновать категорию «символического капитала», оказывающего дополнительное давление на низшие слои [4, c.12].

Социальная модель досуга акцентирует внимание на формах участия различных групп в досуговых мероприятиях социального плана и поведенческие характеристики её участников.

Основным признаком во всех концепциях становится «свобода для» интересной деятельности, а не «свобода от» правил человеческого общежития. Другим является определенный набор занятий, предназначенных для отдыха, развлечений, физического и духовного развития человека.

Многомерность методологических подходов и исследовательских направлений целесообразно рассматривать не как взаимоисключающие, а взаимодополняющие. Такой подход дает возможность выявить признаки элитарной культуры в туризме [12, c.26]:

1. Возможность располагать временем, свободным от необходимой деятельности;

2. Самодостаточность, самоценность свободного времяпрепровождения, процессуальный характер деятельности, ощущаемый индивидуумом как цель и основная ценность.

3. Общественная ценность деятельности, определяющей всестороннее развитие личности.

4. Свобода выбора занятий (ограничена объективными возможностями: развитием социальной инфраструктуры, доступности досуговых ценностей).

5. Перемена выбора занятий, обусловленная поиском различных форм самореализации, сменой эмоционально-досуговых состояний, физического и интеллектуального напряжения человека.

6. Поиск удовольствий, разнообразия.

7. Вознаграждение как победа над конкурентом и собственным «Я». Конец XX века и научно-технический прогресс дали стимул стремительному развитию индустрии досуга  и  к прежним признакам добавились [2, c.89]:

-  массовость;

- доступность;

- стандартизация форм, досуга;

- бескорыстие (отсутствие утилитарной цели).

Сфера досуга стала рассматриваться как составляющая  социально го критерия качества жизни. Появление форм элитарного досуга обострило несоответствие индивидуальных досуговых потребностей  и  возможных доступных способов их реализации для трудящихся.

Элитарная культура отражает туристическую активность привилегированных в  социальном  и  интеллектуальном отношении групп, которые выделяются предпочтением классики, новейших образцов духовного творчества, спорта, туризма (гольф, теннис, горные лыжи, яхтинг), форм общения (рауты, балы, презентации произведений искусства, достижений в науке и др.) [6, c.27].

Элитарный туризм может развиваться целенаправленно, как и другие виды туризма. Так, в рамках борьбы с глобальным экономическим спадом туристическая индустрия Латинской Америки делает ставку на развитие туризма класса люкс. Регион инвестирует значительные средства в это направление, рассчитывая привлечь состоятельных путешественников как из самой Латинской Америки, так и с других континентов [7].

Маркетинговые исследования, проведенные в Бразилии, показывают, что богатые путешественники тратят в среднем в восемь раз больше, чем все

 

Заказать курсовую

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить