Философия взаимодействия массовой культуры и сферы социально-культурного сервиса и туризма (курсовая)


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ    3
1. ФИЛОСОФСКОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ МАССОВОЙ КУЛЬТУРЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ МЕСТА ТУРИЗМА В ЕЕ СТРУКТУРЕ    7
2. КУЛЬТУРА КАК ФАКТОР ТУРИСТСКОЙ МОТИВАЦИИ    13
2.1. Понятие культурного (познавательного) туризма    13
2.2. Роль элементов культуры в формировании туристского интереса    17
2.3. Охрана и использование культурно-исторического и природного наследия в туризме    23
3. ФЕНОМЕНЫ ТУРИЗМА И МАССОВОЙ КУЛЬТУРЫ ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ    28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ    35
СПИСОК БИБЛИОГРАФИЧЕСКИХ ИСТОЧНИКОВ    37
ПРИЛОЖЕНИЕ 1    39
ПРИЛОЖЕНИЕ 2    40

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность темы исследования. На современном этапе в общественном сознании происходят качественные изменения в понимании глобальных процессов, обеспечивающих прогрессивное развитие общества. Все большее внимание привлекают к себе явления, относящиеся к духовной жизни общества. В России, в частности, на первый план социально-политических дискуссий выступают вопросы о значимости культуры, духовности, нравственности, воспитания и образования. В начале XXI века Россия вновь встала перед выбором пути своего дальнейшего развития. Утверждение рыночных отношений привело во многом к непредвиденным последствиям для духовной культуры. Большой процент представителей старой культуры, интеллигенции не смогли адаптироваться к новым условиям жизни и оказались в довольно сложной ситуации. Заметно снизился уровень культуры в обществе. Все это привело к осложнению механизма идентификации личности со сверхличными ценностями. Развивается культурная всеядность и безвкусие [15, c.5].

Однако вместе с целым рядом естественных трудностей, вызванных переходным состоянием отечественной культуры, нельзя не отметить ряд позитивных факторов. Вместе с социальными, экономическими, политическими изменениями очень серьезные сдвиги происходят и в общественном сознании. Постепенно ослабевает приверженность к какой-либо идеологии, к тем или иным стереотипам, которые долгое время направляли межкультурное взаимодействие в строго определенное русло, регламентируя выбор потенциального партнера, ориентируя на определенные отношения.

Европейская цивилизация является сокровищницей мирового культурного наследия. Поэтому в рамках процесса самоопределения и установления на пути дальнейшего развития продуктивным представляется разработка и изучение европейских межкультурных связей России. Тем более, что традиции здесь очень богатые. Постоянными культурными партнерами России в течение веков являлись Франция, Германия, Италия, Испания. Излюбленным отдыхом русских людей всегда были поездки во Францию: в Париж, в Ниццу. Эту традицию в наше время продолжают сегодняшние состоятельные люди, некоторые из них своим поведением способствовали возникновению в сознании современных французов обобщающего образа русских «нуворишей». Традиция франко-российского культурного взаимодействия столь богата и разнообразна, что ее подробное освещение вылилось бы не в одну книгу. Достаточно вспомнить целую эпоху в русской культуре, когда французский язык являлся светским языком: на нем общались, читали, писали письма, объяснялись в любви. Не знать французского языка и французской культуры, хотя бы на самом примитивном уровне, считалось неприличным. Французская культура так глубоко ассимилировалась в русской, что полное ее вычленение является почти невозможным.

Германия всегда была для России источником научного и философского знания. Немецкая музыка, живопись, архитектура, а в петровскую эпоху мода, этикет, военное дело составляли неотъемлемую часть жизни русского человека. Интересно наблюдение, что русские эмигранты 90-х гг. лучше всего ассимилируются в Германии. Это свидетельствует об определенной степени культурной и духовной общности Германии и России. Италия – родина Ренессанса – является одной из самых прекрасных жемчужин мировой культуры. Особое место в мире эта страна занимает и благодаря богатым оперным традициям. Поэтому включение в программу образовательного туризма маршрутов по городам этой страны представляется необходимым.

Что касается Испании, то она вошла в русскую культурную традицию через другие культуры и литературу. Формированию в сознании русского человека образа Испании, ее народа, его национального характера способствовала, к примеру, изумительная новелла Проспера Мериме «Кармен». Образы дон Кихота и дон Жуана очень активно разрабатывались и разрабатываются в мировой и в русской культурной традиции. В XX в. Эрнест Хемингуэй открыл миру свою Испанию. Этот список можно продолжать. В последнее десятилетие у русских людей появилась возможность сравнить свои представления об этой загадочной стране с действительностью. Интерес к Испании заметно возрос. Активно развивается испанский туризм [15, c.8].

Потенциальные возможности этих стран в плане культурного туризма не реализуются до сих пор в полной мере. Использование опыта культурного туризма прошлого, наследование традиций межкультурного взаимодействия может послужить хорошей основой для современного образовательного туризма. Знакомство с другими культурными традициями способствует наиболее точному самоопределению и ориентации в хаосе мировых контактов. Ориентация в мировой культуре учит ощущать себя в большей степени представителем человечества, не отождествляясь целиком и полностью со своей культурно-исторической средой. Развивается планетарное сознание и осуществляется деидеологизация.

Взаимодействие, диалог – это основной принцип жизнедеятельности культуры. "Мы ставим чужой культуре новые вопросы, каких она сама себе не ставила, мы ищем в ней ответ на эти вопросы, и чужая культура отвечает нам, открывая перед нами новые свои стороны, новые смысловые глубины. …При такой диалогической встрече двух культур они не сливаются и не смешиваются, каждая сохраняет свое единство и открытую целостность, но они взаимообогащаются" [2, c.354]. Диалог является механизмом самосохранения и саморазвития культуры как целого. Туризм как одна из форм межкультурного взаимодействия открывает широкие возможности в самоопределении и развитии личности.

Объектом исследования является массовая культура и сфера социально-культурного сервиса и туризма.

Предметом исследования является взаимодействие феномена массовой культуры и сферы социально-культурного сервиса и туризма.

Целью исследования выступает философия взаимодействия массовой культуры и сферы социально-культурного сервиса и туризма.

Соответственно задачами исследования выступили:

- дать  философское осмысление массовой культуры и определить место туризма в ее структуре;

- изучить культуру как фактор туристской мотивации;

- рассмотреть феномены туризма и массовой культуры во взаимодействии.

Новизна исследования состоит в глубоком философском осмыслении феномена туризма через призму феномена массовой культуры.

Обзор литературы по теме исследования. В процессе выполения работы были использованы следующих отечественных и зарубежных авторов в области философии, социологии и туризма: Воронцов Б.Н., Гализдра А.С., Квартальнов В.А., Маркузе Г.,  Миллс Ч., Морозова И.В., Тоффлер А., Шилз Э.

Гипотеза исследования заключается в следующем утверждении: «одним из важнейших элементов парадигмы деятельности предприятий сферы социально-культурного сервиса и туризма является приобщение массового потребителя к достижениям мировой культуры и человеческого гения».

 

1. ФИЛОСОФСКОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ МАССОВОЙ КУЛЬТУРЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ МЕСТА ТУРИЗМА В ЕЕ СТРУКТУРЕ

 

Массовая культура — своеобразный феномен социальной дифференциации современной культуры. Хотя функциональные и формальные аналоги явлений массовой культуры встречаются в истории, начиная с древнейших цивилизаций, подлинная массовая культура зарождается только в Новое время в ходе процессов индустриализации и урбанизации, трансформации сословных обществ в национальные, становления всеобщей грамотности населения, деградации многих форм традиционной обыденной культуры доиндустриального типа, развития технических средств тиражирования и трансляции информации и т.п. Особое место в жизни современных сообществ массовая культура заняла в результате процессов социокультурной модернизации во второй половине XX в. и перехода от индустриального к постиндустриальному (информационному) этапу технологического развития [11, c.265].

Если в традиционных сообществах задачи общей инкультурации личности человека решались преимущественно средствами персонализированной трансляции норм мировоззрения и поведения от обучающего к обучаемому, причем в содержании транслируемого знания особое место занимал личный жизненный опыт воспитателя, то на стадии сложения нацкультур возникает необходимость в радикальной институционализации и универсализации содержания транслируемого социального опыта, ценностных ориентаций, паттернов сознания и поведения в нацмасштабе, в формировании соответствующих общенациональных (а позднее и транснациональных) норм и стандартов социальной и культурной адекватности человека, инициировании его потребит, спроса на стандартизированные формы социальных благ и атрибутов престижности, в повышении эффективности работы механизмов социальной регуляции посредством управления интересами и предпочтениями людей в масштабе социальных страт и целых наций и т.п. Это в свою очередь потребовало создания канала трансляции социально значимой информации максимально широким слоям населения, смысловой адаптации и «перевода» этой информации с языка специализированных областей познания и социокультурной практики на языки обыденного понимания неподготовленных к тому людей, а также манипулирования сознанием массового потребителя в интересах «производителя» этой информации. Реализатором такого рода задач и стала массовая культура.

Среди основных направлений и проявлений современной массовой культуры можно выделить следующие [11, c.266]:

— индустрия «субкультуры детства» (детская литература и искусство, промышленно производимые игрушки и игры, детские клубы и лагеря, военизированные и др. организации, технологии коллективного воспитания и т.п.), преследующая цели явной или закамуфлированной универсализации воспитания детей, внедрения в их сознание стандартизированных норм и паттернов личностной культуры, идеологически ориентированных миропредставлений, закладывающих основы базовых ценностных установок, официально пропагандируемых в данном сообществе;

— массовая общеобразовательная школа, тесно коррелирующая с целевыми установками «субкультуры детства», приобщающая учащихся к основам научных знаний, философских и религиозных представлений об окружающем мире, к историческому социокультурному опыту коллективной жизнедеятельности людей, стандартизирующая все эти знания и представления на основе типовых программ и редуцирующая их к упрощенным формам детского сознания и понимания;

— средства массовой информации, транслирующие населению текущую актуальную информацию, «растолковывающие» рядовому человеку смысл происходящих событий, суждений и поступков деятелей из специализированных сфер обществ, практики и интерпретирующие эту информацию в русле и ракурсе, соответствующем интересам ангажирующего

 

Заказать курсовую

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить