Мифология в сфере социально-культурного сервиса и туризма (курсовая)
Содержание
Введение 31. Влияние мифологии на современную культуру 61.1. Российское и зарубежное неомифотворчество 61.2. Неомифология в динамике социально-культурного сервиса и туризма 101.3. Взаимосвязь мифологии и рекламы 132. Оценка мифологии познавательного и паломнического туризма 162.1. Мифологические аспекты познавательного туризма 162.2. Мифологические аспекты паломнического туризма 19Заключение 33Список литературы 35
Введение
Актуальность темы исследования. История культуры знает немало периодов мифологизации сознания. На рубеже XX-XXI вв. всплеск мистицизма переживает отечественная духовная культура. Радикальные социально-экономические преобразования в нашей стране конца XX в. Привели к противоречивым изменениям в системе духовной культуры [9, c.414]. Со второй половины 1980-х гг. в нашу повседневную жизнь вошли казавшиеся давно исчезнувшими языческие суеверия, оккультизм, магия, спиритизм, колдовство и пр. Эти явления успели стать чуть ли не будничными. Растет число людей, пытающихся решать встающие перед ними жизненные проблемы на спиритических сеансах, вызывая духов и призраков. Модой стало обращение к гадалкам, предсказателям судеб. Исключительно популярна стала астрология. Астрологические календари регулярно публикуются во многих, в том числе и весьма «солидных», газетах и журналах. Нередкие гости на телеэкране – колдун и предсказатель, уверенно «предсказывающие» нам близкое и далекое будущее. Масштабы оккультизма и современной магии возросли настолько, что появилась потребность в их институционализации. Создаются ассоциации астрологов, колдунов, уфологов и др. «Независимыми трансцендентными издательствами» большими тиражами издается эзотерическая периодика. В России зарегистрировано свыше полутора сотен различных «академий» оккультных наук, около пяти тысяч практикующих колдунов, знахарей и др. Денежный оборот всей этой оккультной сферы услуг оценивается в сумму, превышающую 50 млрд руб. По сути, на рубеже XX-XI вв. в отечественном массовом сознании сложился целый фронт антирационализма и неомифологии, представленный различными осовремененными формами оккультизма, мифологизма, магии, колдовства, ясновидения и пр. Его представители заявляют, что они способны к «непосредственному познанию» мира и сверхъестественному воздействию на природу, общество и самого человека. Все чаще звучат голоса о «несостоятельности современной науки и ее основ». Особо следует отметить, что всплеск интереса к мистицизму, расцвет паракультурных форм сознания – не исключительно отечественное явление. Нынешний накат волны мистицизма – это явление мирового, обще цивилизационного уровня; оно характерно и для культурной жизни развитых стран Запада, где научная общественность уже неоднократно высказывала свою крайнюю озабоченность интенсивной пролиферацией паракультурных форм сознания. Широкий общественный резонанс получило так называемое заявление 186 – выступление большой группы известных западных ученых, в том числе и 18 лауреатов Нобелевской премии, против мистифицирования и мифологизации современной науки и культуры, против попыток подмены науки паракультурными, квазинаучными формами сознания, в том числе и астрологией [10, с.17]. При этом стремление к познанию является мощной потребностью человека. Но для того, чтобы она проявила себя достаточно глубоко и всесторонне, необходимо пробуждение этой потребности в процессе формирования человека, его воспитания и образования. Для того чтобы осуществить эту потребность, необходимы и определенные социальные условия. Например, только после завершения холодной войны стал возможен массовый туризм, открывший миллионам россиян культуру европейских и азиатских народов. Познавая окружающий мир, человек соотносит культуру своего народа с культурой других народов для того, чтобы удостовериться в значимости той культурной традиции, к которой он принадлежит. Он также стремится использовать культурные достижения других народов для улучшения своего уклада жизни. Кроме того, близкое знакомство с культурой других народов позволяет ему лично убедиться в достоверности тех знаний, которые он почерпнул из книг. Книжные знания в значительной степени создают одностороннее представление о материальной и духовной культуре народов мира. Необходимо личное восприятие их образа жизни, чтобы составить об этом самое достоверное представление. В связи с этим, неотъемлемой частью туристского восприятия становятся различные мифы тех стран или местностей своей страны, которые он посещает. Объект исследования – феномен мифология, а также сфера социально-культурного сервиса и туризма. Предмет исследования – выступает взаимодействие мифологии и сферы социально-культурного сервиса и туризма. Цель исследования – изучение мифологии в сфере социально-культурного сервиса и туризма. Задачами исследования, которые необходимо было решить для достижения поставленной цели, стали: - изучить влияние мифологии на современную культуру; - дать оценку мифологии познавательного и паломнического туризма. Новизна исследования – в работе дана оценка мифологии в познавательном и паломническом видах туризма. Обзор литературы. Проблема исследования разработана недостаточно. В процессе исследования были использованы труды следующих авторов: Дурович А.П., Конопаев А.С., Найдыш В.М., Приходько А.В., Замедлина Е.А., Ходорков Л.Ф., Немоляева М.Э. и др. Гипотеза исследования. Сфера социально-культурного сервиса и туризма оказывает большое слияние на восприятие мифов о других странах.
1. Влияние мифологии на современную культуру1.1. Российское и зарубежное неомифотворчество
Бегство от материализма к мистике стало модой и для отечественного, и для зарубежного скептицизма. Одна из наиболее занимательных форм неомифологии – квазинаучное мифотворчество, т.е. своеобразный «синтез» науки и мифологии. В пластах массового сознания все большее место занимают некие духовные кентавры, в которых соседствуют и дополняют друг друга научное и мифопоэтическое, логико-доказательное и мифологическое, рационально-теоретическое и иррационально-мистическое. В квазинаучном мифотворчестве мирно уживаются представления и понятия, которыми оперирует современная научная картина мира, и мифопоэтические образы, заимствованные из арсенала древних народных верований, пластов языческого мироощущения, сохранившихся в недрах массового сознания до наших дней [9, c.415]. «Классическая» квазинаучная мифологическая триада (невероятные появления лох-несского чудовища, поиски «снежного человека» и таинственные происшествия в Бермудском треугольнике) многократно расширилась и впитала в себя новые мифологемы – поиски НЛО, полтергейст, левитация, идеи реинкарнации, «жизни после жизни», точнее говоря, после смерти, существование внетелесных образов, призраков, спонтанных самовозгораний и др. Все это происходит на фоне участившихся газетных сенсаций о достижениях экстрасенсорики. Особенно сильна тенденция порождения мифологем в том, что касается истоков и судеб человеческой цивилизации, организации и населенности Вселенной, взаимодействий человеческой цивилизации с «над (вне) человеческими разумами» во Вселенной и др. [8, c.129]. Стало повальным увлечение поисками НЛО и страстное ожидание пришельцев из внеземных цивилизаций, из иных миров. Это увлечение приобретает подчас черты массового психоза – чуть ли не ежемесячно в средствах массовой информации появляются сообщения о проявивших себя инопланетянах и умыкании ими землян прямо в центрах многомиллионных городов «спейснэпинге». Ширятся слухи о начатой операторами НЛО эвакуации землян в просторы Вселенной. Появилась новая трактовка представлений об ангелах – их трактуют как отличную от людей сверхъестественную форму развития земной жизни, благожелательную к людям... Все чаще появляются сообщения о космических посланиях из иных миров, которые передаются (телепатически и иначе) через отдельных медиумов, пророков и преследуют цель информировать человечество о возможных катастрофах, стихийных бедствиях, космических катаклизмах и др. Квазинаучное мифотворчество порождает вокруг себя токи высокой духовной напряженности, особую эмоциональную атмосферу, сочетающую одновременно и страх перед будущим, и надежды на то, что мир более благосклонен к человеку, чем это следует из современной его научной картины; нацеленность на постоянное ожидание чего-то необычного и внешне вторгающегося в судьбу человека... Квазинаучные мифологии базируются на размывании границ, диффузии различий между субъектом и объектом познания, игнорируют важнейшее познавательное условие – принципиальное различие между знаниями человека о мире и реальными объективными чертами мира, между объектом и его образом. Квазинаучная мифология онтологизирует любые продукты творческого воображения субъекта. И потому в ней синкретически сочетаются элементы, принадлежащие к разделенным громадной исторической дистанцией и далеким друг от друга формам сознания – науке и мифологии [9, c.417]. «Первопроходцы» квазинаучной мифологии (а среди них немало людей, прошедших определенный тренинг в системе научно-исследовательской деятельности, имеющих научные степени и звания)
|