Мифология в сфере социально-культурного сервиса и туризма (курсовая)

 

Содержание

 

Введение    3

1. Влияние мифологии на современную культуру    6

1.1. Российское и зарубежное неомифотворчество    6

1.2. Неомифология в динамике социально-культурного сервиса и     туризма    10

1.3. Взаимосвязь мифологии и рекламы    13

2. Оценка мифологии познавательного и паломнического туризма    16

2.1. Мифологические аспекты познавательного туризма    16

2.2. Мифологические аспекты паломнического туризма    19

Заключение    33

Список литературы    35

 

Введение

 

Актуальность темы исследования. История культуры знает немало периодов мифологизации сознания. На рубеже XX-XXI вв. всплеск мистицизма переживает отечественная духовная культура. Радикальные социально-экономические преобразования в нашей стране конца XX в. Привели к противоречивым изменениям в системе духовной культуры [9, c.414].

Со второй половины 1980-х гг. в нашу повседневную жизнь вошли казавшиеся давно исчезнувшими языческие суеверия, оккультизм, магия, спиритизм, колдовство и пр. Эти явления успели стать чуть ли не будничными. Растет число людей, пытающихся решать встающие перед ними жизненные проблемы на спиритических сеансах, вызывая духов и призраков. Модой стало обращение к гадалкам, предсказателям судеб. Исключительно популярна стала астрология.

Астрологические календари регулярно публикуются во многих, в том числе и весьма «солидных», газетах и журналах. Нередкие гости на телеэкране – колдун и предсказатель, уверенно «предсказывающие» нам близкое и далекое будущее.

Масштабы оккультизма и современной магии возросли настолько, что появилась потребность в их институционализации. Создаются ассоциации астрологов, колдунов, уфологов и др. «Независимыми трансцендентными издательствами» большими тиражами издается эзотерическая периодика. В России зарегистрировано свыше полутора сотен различных «академий» оккультных наук, около пяти тысяч практикующих колдунов, знахарей и др. Денежный оборот всей этой оккультной сферы услуг оценивается в сумму, превышающую 50 млрд руб.

По сути, на рубеже XX-XI вв. в отечественном массовом сознании сложился целый фронт антирационализма и неомифологии, представленный различными осовремененными формами оккультизма, мифологизма, магии, колдовства, ясновидения и пр. Его представители заявляют, что они способны к «непосредственному познанию» мира и сверхъестественному воздействию на природу, общество и самого человека. Все чаще звучат голоса о «несостоятельности современной науки и ее основ».

Особо следует отметить, что всплеск интереса к мистицизму, расцвет паракультурных форм сознания – не исключительно отечественное явление. Нынешний накат волны мистицизма – это явление мирового, обще цивилизационного уровня; оно характерно и для культурной жизни развитых стран Запада, где научная общественность уже неоднократно высказывала свою крайнюю озабоченность интенсивной пролиферацией паракультурных форм сознания.

Широкий общественный резонанс получило так называемое заявление 186 – выступление большой группы известных западных ученых, в том числе и 18 лауреатов Нобелевской премии, против мистифицирования и мифологизации современной науки и культуры, против попыток подмены науки паракультурными, квазинаучными формами сознания, в том числе и астрологией [10, с.17].

При этом стремление к познанию является мощной потребностью человека. Но для того, чтобы она проявила себя достаточно глубоко и всесторонне, необходимо пробуждение этой потребности в процессе формирования человека, его воспитания и образования. Для того чтобы осуществить эту потребность, необходимы и определенные социальные условия. Например, только после завершения холодной войны стал возможен массовый туризм, открывший миллионам россиян культуру европейских и азиатских народов.

Познавая окружающий мир, человек соотносит культуру своего народа с культурой других народов для того, чтобы удостовериться в значимости той культурной традиции, к которой он принадлежит. Он также стремится использовать культурные достижения других народов для улучшения своего уклада жизни. Кроме того, близкое знакомство с культурой других народов позволяет ему лично убедиться в достоверности тех знаний, которые он почерпнул из книг. Книжные знания в значительной степени создают одностороннее представление о материальной и духовной культуре народов мира. Необходимо личное восприятие их образа жизни, чтобы составить об этом самое достоверное представление.

В связи с этим, неотъемлемой частью туристского восприятия становятся различные мифы тех стран или местностей своей страны, которые он посещает.

Объект исследования – феномен мифология, а также сфера социально-культурного сервиса и туризма.

Предмет исследования – выступает взаимодействие мифологии и сферы социально-культурного сервиса и туризма. 

Цель исследования – изучение мифологии в сфере социально-культурного сервиса и туризма.

Задачами исследования, которые необходимо было решить для достижения поставленной цели, стали:

- изучить влияние мифологии на современную культуру;

- дать оценку мифологии познавательного и паломнического туризма.

Новизна исследования – в работе дана оценка мифологии в познавательном и паломническом видах туризма.

Обзор литературы. Проблема исследования разработана недостаточно. В процессе исследования были использованы труды следующих авторов: Дурович А.П., Конопаев А.С., Найдыш В.М., Приходько А.В., Замедлина Е.А., Ходорков Л.Ф., Немоляева М.Э. и др.

Гипотеза исследования. Сфера социально-культурного сервиса и туризма оказывает большое слияние на восприятие мифов о других странах.

 

1. Влияние мифологии на современную культуру

1.1. Российское и зарубежное неомифотворчество

 

Бегство от материализма к мистике стало модой и для отечественного, и для зарубежного скептицизма. Одна из наиболее занимательных форм неомифологии – квазинаучное мифотворчество, т.е. своеобразный «синтез» науки и мифологии.

В пластах массового сознания все большее место занимают некие духовные кентавры, в которых соседствуют и дополняют друг друга научное и мифопоэтическое, логико-доказательное и мифологическое, рационально-теоретическое и иррационально-мистическое. В квазинаучном мифотворчестве мирно уживаются представления и понятия, которыми оперирует современная научная картина мира, и мифопоэтические образы, заимствованные из арсенала древних народных верований, пластов языческого мироощущения, сохранившихся в недрах массового сознания до наших дней [9, c.415].

«Классическая» квазинаучная мифологическая триада (невероятные появления лох-несского чудовища, поиски «снежного человека» и таинственные происшествия в Бермудском треугольнике) многократно расширилась и впитала в себя новые мифологемы – поиски НЛО, полтергейст, левитация, идеи реинкарнации, «жизни после жизни», точнее говоря, после смерти, существование внетелесных образов, призраков, спонтанных самовозгораний и др. Все это происходит на фоне участившихся газетных сенсаций о достижениях экстрасенсорики.

Особенно сильна тенденция порождения мифологем в том, что касается истоков и судеб человеческой цивилизации, организации и населенности Вселенной, взаимодействий человеческой цивилизации с «над (вне) человеческими разумами» во Вселенной и др. [8, c.129].

Стало повальным увлечение поисками НЛО и страстное ожидание пришельцев из внеземных цивилизаций, из иных миров. Это увлечение приобретает подчас черты массового психоза – чуть ли не ежемесячно в средствах массовой информации появляются сообщения о проявивших себя инопланетянах и умыкании ими землян прямо в центрах многомиллионных городов «спейснэпинге». Ширятся слухи о начатой операторами НЛО эвакуации землян в просторы Вселенной.

Появилась новая трактовка представлений об ангелах – их трактуют как отличную от людей сверхъестественную форму развития земной жизни, благожелательную к людям... Все чаще появляются сообщения о космических посланиях из иных миров, которые передаются (телепатически и иначе) через отдельных медиумов, пророков и преследуют цель информировать человечество о возможных катастрофах, стихийных бедствиях, космических катаклизмах и др.

Квазинаучное мифотворчество порождает вокруг себя токи высокой духовной напряженности, особую эмоциональную атмосферу, сочетающую одновременно и страх перед будущим, и надежды на то, что мир более благосклонен к человеку, чем это следует из современной его научной картины; нацеленность на постоянное ожидание чего-то необычного и внешне вторгающегося в судьбу человека...

Квазинаучные мифологии базируются на размывании границ, диффузии различий между субъектом и объектом познания, игнорируют важнейшее познавательное условие – принципиальное различие между знаниями человека о мире и реальными объективными чертами мира, между объектом и его образом. Квазинаучная мифология онтологизирует любые продукты творческого воображения субъекта. И потому в ней синкретически сочетаются элементы, принадлежащие к разделенным громадной исторической дистанцией и далеким друг от друга формам сознания – науке и мифологии [9, c.417].

«Первопроходцы» квазинаучной мифологии (а среди них немало людей, прошедших определенный тренинг в системе научно-исследовательской деятельности, имеющих научные степени и звания)

 

Заказать курсовую

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить