Туристический рынок (диплом)


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ    3
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОТРАСЛИ ТУРИЗМА В РОССИИ    7
1.1. Понятие туризма, его характерные черты, признаки и функции    7
1.2. Российское законодательство  в сфере туризма    18
1.3. Отечественный опыт развития туризма    29
2. АНАЛИЗ ТУРИСТИЧЕСКОГО РЫНКА Г. ЙОШКАР-ОЛЫ И ПРОБЛЕМЫ ЕГО РАЗВИТИЯ    38
2.1. Оценка туристического рынка города как части российского туристического рынка    38
2.2. Проблема гостиничного размещения и безопасности туристов    48
2.3. Проблема невысокого уровня обслуживания туристов и негативного имиджа    58
3. РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЙ ПО РАЗВИТИЮ ТУРИСТИЧЕСКОГО РЫНКА Г. ЙОШКАР-ОЛЫ    69
3.1. Разработка Программы развития туризма в г. Йошкар-Оле    69
3.2. Развитие туристской инфраструктуры г. Йошкар-Олы    81
3.3. Повышение уровня привлекательности Йошкар-Олы как    93
всероссийского туристического центра    93
ЗАКЛЮЧЕНИЕ    104
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ    108
ПРИЛОЖЕНИЯ    115

 

Введение

 

Международный туризм представляет собой сложную и комплексную сферу мировой экономики, существенно влияющую как на все мировое хозяйство, так и на хозяйство отдельных стран и регионов. В некоторых странах международный туризм является практически единственным источником валютных поступлений, благодаря которому поддерживаются высокий уровень экономического развития и благосостояние граждан. В мировом экспорте товаров и услуг в настоящее время туризм занимает второе место, уступая только торговле нефтью и нефтепродуктами. В 2007 г. на его долю приходилось около 8% всего мирового экспорта, 30% мировой торговли услугами, 10,8% мирового валового продукта, 9,4% мировых капиталовложений, 11% мировых потребительских расходов, 5% всех налоговых поступлений [48; 17].

Кроме того, международный туризм оказывает мощное воздействие на занятость населения. По оценкам специалистов, в современном туризме и связанных с ним сферах занят каждый восьмой работник в мире. Туризм — не только крупнейший, но и один из наиболее динамично развивающихся секторов мировой экономики. За быстрые темпы роста он признан экономическим феноменом столетия. В течение второй половины XX в. численность международных туристов увеличилась почти в 28 раз, а поступления от этого вида услуг возросли в 237 раз [42; 12].

Российская Федерация представляет собой необычайно привлекательное туристское пространство. Однако, несмотря на свой высокий потенциал, она до сих пор занимает незначительное место на мировом туристском рынке: на ее долю приходится менее 3% мирового туристского потока. В то же время до мирового финансового кризиса 2008 года эксперты считали, что туризм в России в ближайшие 10 лет переживет бум инвестиций, войдя в тройку мировых лидеров. В аналитическом отчете Strategy Partners говорится о том, что, несмотря на динамичный рост, Россия по основным показателям развития туризма пока сильно уступает ведущим странам. Доля туризма в ВВП России в 2007 г. составила 6,6% против 9,7% в среднем в мире, а в занятости населения — 5,6% против 10,1%, например, в США [89]. Между тем, по оценке экспертов, 27 российских регионов имеют благоприятные условия для развития развлекательного туризма и 20 регионов — для делового.

Несмотря на множество проблем, сдерживающих развитие туризма в России, у туристского бизнеса в нашей стране большое будущее. В перспективе, несмотря на трудности, переживаемые Россией, специалисты Всемирной туристской организации и Всемирного совета по туризму и путешествиям прогнозируют рост ее доли на мировом туристском рынке. Прогнозируется, что к 2020 г. число приезжих иностранцев достигнет 47,1 млн. При этом, согласно экспертным оценкам, емкость туристских ресурсов России может составить 100 млн человек в год при среднем времени пребывания 6 дней [24; 89].

В силу своего географического положения Россия не может стать местом массового летнего пляжного отдыха, кроме того, остается много проблем с туристской инфраструктурой. Тем не менее, страна обладает тем, что в ближайшие десять лет будет пользоваться наибольшим спросом — уникальными историко-культурными достопримечательностями и природными ценностями, экстремальностью и неповторимым своеобразием.

Йошкар-Ола — столица Республики Марий Эл. Население на 1 января 2009 года — 260,5 тыс. человек. Основан в 1584 году как военное укрепление царем Фёдором Иоанновичем в центре Волго-Вятского региона, на берегу реки Малая Кокшага (левый приток Волги). До 1919 город назывался Царевококшайск, в период с 1919 по 1927 — Краснококшайск. В 1984 году город был награждён орденом Трудового Красного Знамени, а с 1990 года включён в число исторических городов России. Современная Йошкар-Ола — крупный многоотраслевой промышленный, культурный и научный центр республики. Известна столица Марий Эл и как центр финно-угорской культуры.

Город Йошкар-Ола — центр культуры Республики Марий Эл. В городе 5 дворцов культуры, 5 театров — Марийский национальный театр драмы имени М. Шкетана, Марийский государственный театр оперы и балета имени Эрика Сапаева, Республиканский русский драматический театр им. Г. Константинова, кукольный театр, театр юного зрителя, 3 кинотеатра, 5 музеев, из них наиболее крупные — Национальный музей им. Т. В. Евсеева, Музей изобразительных искусств, музей истории г. Йошкар-Олы и Национальная художественная галерея. Работают 7 детских школ искусств, 2 детские художественные школы, 21 библиотека [79].

В литературе и научных исследованиях, посвященных развитию российского туризма, практически отсутствует глубокий анализ состояния и прогноз его развития: основные тенденции и закономерности. В этих условиях необходима разработка новых подходов к формированию организационно-экономического механизма развития туризма в интересах повышения эффективности его функционирования как в экономике страны, так и при выходе страны на международный уровень [63; 11]. В последние годы в России также возрастает внимание к исследованию особенностей формирования рынка услуг вообще, а туристского рынка - особенно. Исследуются новые направления его развития и механизмы регулирования, проводится сравнительный анализ национальных рынков туристских услуг разных стран мира и российского рынка, их интеграция в мировой рынок туристских услуг.

Все вышеизложенное и определило актуальность работы, обусловило выбор темы и определило состав исследованных в ней проблем на основе мирового опыта развития туризма, объективной оценки состояния и реальных социально-экономических возможностей развития туризма в Йошкар-Оле.

Объектом исследования выступает туристический рынок г. Йошкар-Олы как часть российского туристического рынка.

Предметом исследования являются проблемы развития туристического рынка г. Йошкар-Олы и методы их решения.

Цель исследования состоит в изучении рынка туризма г. Йошкар-Олы.

Достижение цели потребовало постановки и решения следующих задач:

- обобщения теоретических научных положений и уточнения основополагающих определений туризма;

- анализа основных направлений, тенденций и проблем развития индустрии туризма г. Йошкар-Олы;

- разработка Программы развития туризма в г. Йошкар-Оле.

Гипотеза № 1. Индустрия туризма г. Йошкар-Олы все еще находится на невысоком уровне развития по сравнению со многими другими центрами туризма России и мира. Поступления в бюджет города от туризма составляют достаточно небольшой процент по сравнению с развитыми туристическими центрами России. Поэтому туристская инфраструктура, уровень сервиса, безопасность туристов, информационная привлекательность Йошкар-Олы нуждается в совершенствовании.

Гипотеза № 2. Реализация предложенной в работе Программы окажет положительное влияние на развитие туризма в г. Йошкар-Оле и позволит удвоить число прибытий иностранных и отечественных туристов, а также практически учетверить денежные поступления в бюджет города от туризма.

Методы исследования. В ходе исследования применялись общенаучные методы познания, а также методы конкретно-социологических исследований - включенное наблюдение и контент-анализ. При разработке Программы развития туризма в г. Йошкар-Оле применялся метод системного анализа. Применение вышеуказанных методов обосновано их универсальностью и объективностью.

 

1. Общая характеристика отрасли туризма в России

1.1. Понятие туризма, его характерные черты, признаки и функции


Туризм представляет собой одну из наиболее интересных и динамично развивающихся отраслей мировой экономики. По мере развития туризма как на национальном, так и на международном уровне, назрела необходимость определения туризма, его роли в мировом хозяйстве и в экономике отдельно взятых стран, выявления его основных тенденций развития и закономерностей. Учеными разных стран неоднократно делались попытки установления точной характеристики туризма. В науку вошли такие понятия, как «туризм», «индустрия туризма», «международный туризм», «мировой туризм», «агенты туристского рынка» и т.д. Определения этих категорий часто были тождественны между собой, либо отличались в силу специфики туризма в каждой отдельно взятой стране. Между тем, четкое толкование туристских терминов и понятий имеет важное значение для понимания тех или иных процессов, которые происходят в туризме [12; 9].

Раньше туризм считался частью транспортных перевозок или сферы торговли, однако в 1937 г. Советом Лиги наций было введено понятие «международный турист», под которым понималось лицо, обладающее следующими признаками: передвижением, временным пребыванием в определенном месте, отсутствием связи с трудом и заработком. Таким образом, именно на этой основе формировалась специфическая туристская терминология. Несмотря на то, что «генеральная теория туризма» В. Хунцикера - К. Крапфа дает вполне исчерпывающее определение туризма, как «совокупности отношений и явлений, являющихся результатом передвижения людей и пребывания их за пределами места их проживания до тех пор, пока оно не переходит в постоянное местожительство и не связано с получением дохода», поиск оптимального определения туризма продолжается до сих пор [40; 11].

Когда говорят о туризме, то подразумевают людей, которые посещают друзей и родственников, отдыхают на каникулах и просто хорошо проводят время. В свободное время они могут заниматься различными видами спорта, принимать солнечные ванны, кататься на лошадях, могут ходить в походы, читать, разговаривать и, наконец, просто наслаждаться окружающим миром. Можно включить в определение туризма и людей, которые принимают участие в различных съездах, конференциях или других видах деловой и профессиональной деятельности, ездят в обучающие туры или занимаются исследованиями. Эти люди используют во время путешествий различные виды транспорта, начиная с велосипедов и заканчивая полетами на реактивных самолетах. Многие путешествуют на автомобилях, автобусах, поездах и даже мотоциклах [21; 22].

Для того чтобы установить значение туризма и полнее описать сферу его деятельности, необходимо в первую очередь выделить различные группы субъектов, которые взаимодействуют в туризме.

1.  Туристы. Это люди, которые испытывают различные психические и физические потребности, природа которых определяет направления и виды участия этих людей в туристской деятельности.

2.  Организации, предоставляющие туристам товары и услуги. Это предприниматели, которые видят в туризме возможность получать прибыль посредством предоставления товаров и услуг с учетом спроса на туристском рынке.

3.  Местные органы власти. Рассматривают туризм как важный фактор экономики, связанный с доходами, которые местные граждане могут получать от этого бизнеса в виде налогов, поступающих в местный бюджет.

4. Принимающая сторона. Местное население, воспринимающее туризм в первую очередь как фактор занятости населения. Для этой группы важным является результат взаимодействия с туристами, в том числе иностранными [23; 30].

Путешествия и туризм - два неразрывно связанных понятия, которые характеризуют определенный образ жизнедеятельности человека. Туризм как

 

Заказать диплом

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить