Туристско-рекреационные ресурсы (курсовая)


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ    3
1. ХАРАКТЕРИСТИКА ОТРАСЛИ ТУРИЗМА В РОССИИ И МИРЕ    5
1.1 Туризм, его характерные черты, признаки и функции    5
1.2 Международный и отечественный опыт развития туризма    10
2. РАЗВИТИЕ ТУРИЗМА В РЕСПУБЛИКЕ МАРИЙ ЭЛ    23
2.1 Общая характеристика туризма и виды туризма в Марий Эл    23
2.2 Совершенствование использования туристско-рекреационных ресурсов Марий Эл    28
2.3 Перспективные направления развития туризма в Марий Эл    32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ    38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ    40

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Сегодня во всем мире наблюдается динамичное развитие международного туризма, а, следовательно, идет увеличение использования культурных и природных ресурсов принимающих стран, в том числе России. Культурное самовыражение народа всегда вызывает интерес. Природная любознательность туриста в отношении различных уголков мира и населяющих их народов образуют один из наиболее сильных побудительных туристских мотивов. В Европе давно выделился и стал самостоятельным такой вид туризма, как культурный. Его основой является историко-культурный потенциал страны, включающий всю социокультурную среду с традициями и обычаями, особенностями бытовой и хозяйственной деятельности [16, C.10].  Республика Марий Эл имеет большой потенциал в сфере культурно-исторического туризма.

В литературе и научных исследованиях, посвященных развитию российского туризма, практически отсутствует глубокий анализ состояния и прогноз его развития: основные тенденции и закономерности. В этих условиях необходима разработка новых подходов к формированию организационно-экономического механизма развития туризма в интересах повышения эффективности его функционирования как в экономике страны, так и при выходе страны на международный уровень [16, C.11]. В последние годы в России также возрастает внимание к исследованию особенностей формирования рынка услуг вообще, а туристского рынка - особенно. Исследуются новые направления его развития и механизмы регулирования, проводится сравнительный анализ национальных рынков туристских услуг разных стран мира и российского рынка, их интеграция в мировой рынок туристских услуг.

Все вышеизложенное и определило актуальность работы, обусловило выбор темы и определило состав исследованных в ней проблем на основе мирового опыта развития туризма, объективной оценки состояния и реальных социально-экономических возможностей развития туризма в Республики Марий Эл.

Предметом исследования являются туристско-рекреационные ресурсы Республики Марий Эл.

Объектом исследования являются туристско-рекреационные ресурсы России.

Целью работы является исследование темы туристско-рекреационных ресурсов России и Республики Марий Эл.

Достижение цели потребовало постановки и решения следующих задач:

- дать характеристику отрасли туризма в России и мире;

- дать общую характеристику развития отрасли туризма в Республике Марий Эл.

Гипотеза исследования. Туристско-рекреационные ресурсы Республики Марий Эл являются базисом для развития отрасли туризма в республике.

В процессе написания работы были использованы труды таких ученых как В.И. Азар, М.А. Ананьев, М.Б. Биржаков, В.А. Квартальнов, Г. Харрис, А.Д. Чудновский.

Структура работы. Работа состоит из введения, основной части (две главы), заключения и списка использованных источников.

 

1. ХАРАКТЕРИСТИКА ОТРАСЛИ ТУРИЗМА В РОССИИ И МИРЕ

1.1 Туризм, его характерные черты, признаки и функции

 

Туризм представляет собой одну из наиболее интересных и динамично развивающихся отраслей мировой экономики. По мере развития туризма как на национальном, так и на международном уровне, назрела необходимость определения туризма, его роли в мировом хозяйстве и в экономике отдельно взятых стран, выявления его основных тенденций развития и закономерностей.

Учеными разных стран неоднократно делались попытки установления точной характеристики туризма. В науку вошли такие понятия, как «туризм», «индустрия туризма», «международный туризм», «мировой туризм», «агенты туристского рынка» и т.д. Определения этих категорий часто были тождественны между собой, либо отличались в силу специфики туризма в каждой отдельно взятой стране. Между тем, четкое толкование туристских терминов и понятий имеет важное значение для понимания тех или иных процессов, которые происходят в туризме [5, С.9].

Раньше туризм считался частью транспортных перевозок или сферы торговли, однако в 1937г. Советом Лиги наций было введено понятие «международный турист», под которым понималось лицо, обладающее следующими признаками: передвижением, временным пребыванием в определенном месте, отсутствием связи с трудом и заработком. Таким образом, именно на этой основе формировалась специфическая туристская терминология.

Несмотря на то, что «генеральная теория туризма» В. Хунцикера - К. Крапфа дает вполне исчерпывающее определение туризма, как «совокупности отношений и явлений, являющихся результатом передвижения людей и пребывания их за пределами места их проживания до тех пор, пока оно не переходит в постоянное местожительство и не связано с получением дохода», поиск оптимального определения туризма продолжается до сих пор [5, С. 11].

Когда говорят о туризме, то подразумевают людей, которые посещают друзей и родственников, отдыхают на каникулах и просто хорошо проводят время. В свободное время они могут заниматься различными видами спорта, принимать солнечные ванны, кататься на лошадях, могут ходить в походы, читать, разговаривать и, наконец, просто наслаждаться окружающим миром.

Можно включить в определение туризма и людей, которые принимают участие в различных съездах, конференциях или других видах деловой и профессиональной деятельности, ездят в обучающие туры или занимаются исследованиями.

Эти люди используют во время путешествий различные виды транспорта, начиная с велосипедов и заканчивая полетами на реактивных самолетах. Многие путешествуют на автомобилях, автобусах, поездах и даже мотоциклах [8, С. 22].

Для того чтобы установить значение туризма и полнее описать сферу его деятельности, необходимо в первую очередь выделить различные группы субъектов, которые взаимодействуют в туризме [8, С. 23].

1. Туристы. Это люди, которые испытывают различные психические и физические потребности, природа которых определяет направления и виды участия этих людей в туристской деятельности.

2. Организации, предоставляющие туристам товары и услуги. Это предприниматели, которые видят в туризме возможность получать прибыль посредством предоставления товаров и услуг с учетом спроса на туристском рынке.

3. Местные органы власти. Рассматривают туризм как важный фактор экономики, связанный с доходами, которые местные граждане могут получать от этого бизнеса в виде налогов, поступающих в местный бюджет.

4. Принимающая сторона. Местное население, воспринимающее туризм в первую очередь как фактор занятости населения. Для этой группы

Заказать курсовую

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить