Туризм в Ярославле (курсовая)


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ    3
1. ИСТОРИЯ ЯРОСЛАВЛЯ СО ДНЯ ОСНОВАНИЯ ДО НАШИХ ДНЕЙ    5
1.1. Основание города и его история до XVI столетия    5
1.2. Смутное время и Золотой век Ярославля    7
1.3. История города с XVIII века до наших дней    10
2. ОБЪЕКТЫ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ ЯРОСЛАВЛЯ    14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ    25
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ    26
ПРИЛОЖЕНИЯ    27

 

Введение

 

Ярославль - город древний и современный. На его внешнем облике отразилась  судьба Российского государства. Ярославль сыграл значительную роль в деле собирания русских земель вокруг Москвы, оказывая помощь московским государям. В истории Санкт-Петербурга также можно найти немало «ярославских страниц». Ярославль – город  со своими уникальными обычаями и мироощущением. Поэтому предстоящее 1000-летие, которое отметит город в 2010 году, может дать не только мощный импульс для дальнейшего развития, но и в целом обобщить историческую роль, какую сыграли многие древние города России – предшественники и союзники Москвы.

В отечественной историографии отмечается, что основание города могло произойти в довольно значительный временной промежуток: с 988 по 1024 гг. Между тем, 1010 год – как дата закладки крепости, большинству исследователей представляется наиболее достоверной, так как 1010 г. – последний год пребывания Ярослава Владимировича в Ростове. На протяжении своей тысячелетней истории Ярославль выступал в качестве одного из оплотов российской государственности. Городу придавали высокое значение правители России, царствующие фамилии Рюриковичей и Романовых, а позднее и советское руководство. Уже сам факт возникновения   города – акт самостоятельной политической воли молодого князя Ярослава Владимировича (Мудрого), заложившего на Волге около 1010 года крепость для обеспечения безопасности северо-восточных границ Киевской Руси. Ярославль возник как первый христианский город на Волге [4].

В последующие века город вовлекается в эпицентр всех перипетий и событий российской истории. Ярославль выступил верным союзником Москвы в деле объединения русских земель под патронажем древней столицы. Ярославское княжество добровольно, одним из первых входит в состав Московского государства. Таким образом, тема работы является актуальной, поскольку Ярославль на протяжении тысячелетия играет огромную роль в жизни России, а также обладает огромным культурно-историческим потенциалом.

Научная новизна работы состоит в ретроспективном освещении истории Ярославля и его историко-культурного наследия.

Целью работы является исследование историко-культурного наследия города Ярославля.

Соответственно задачами работы стали:

- проследить историю Ярославля со дня основания до наших дней;

- изучить объекты историко-культурного наследия Ярославля.

Гипотеза работы заключается в том, что смешанность различных архитектурных направлений и стилей в Ярославле делает его уникальным памятником архитектуры и зодчества, сопоставимым по значению с известнейшими городами Европы.

Объектом работы является город Ярославль.

Предметом исследования является историческое и культурное наследие Ярославля.

1. История Ярославля со дня основания до наших дней

1.1. Основание города и его история до XVI столетия

 

Исследователи считают, опираясь на название города, сказания, основанные на легендах, и ряд других соображений, что Ярославль был заложен Ярославом Мудрым в период его ростовского княжения (988-1010) на мысе над Стрелкой на месте или около языческого поселения Медвежий угол для защиты пути к Ростову по Которосли, а также как центр христианизации и торговли [6, C.8]. Возраст Ярославля поначалу измеряли от 1024 года — основание города связывалось с подавлением суздальского восстания волхвов. Но были и другие версии: одна из них указывала на 1010 год и стала особенно интересна в конце 1950-х годов, в связи с приближающимся в таком случае 950-летием. В 1958-1959 годах ярославский историк М.Г. Мейерович обосновал надуманность версии о 1024 годе и доказал, что город появился не ранее 1010 года [7]. Ярославль — первый русский и христианский город на Волге и старейший современный город на ней.

До начала ХIII столетия о Ярославле известий мало. Первое и последнее упоминание о Ярославле в «Повести временных лет» датировано 1071 годом — вызванное голодом «восстание волхвов» в Ростовской земле. Согласно летописи. Волхвы во главе 300 человек пошли вверх по Волге, а затем Шексне, убивая по пути «знатных жён», и дошли до Белоозера, где их отряд был разбит, а сам они казнены воеводой Яном Вышатичем. Судя по приводимому тут же их диспуту с Яном, это были не столько защитники древней языческой веры, сколько адепты богомильства.

Известно, что Петропавловский (Петровский) и Спасский монастыри существовали уже в XII столетии [10] — тогда они располагались за городом. В 1149 году городские окрестности были разорены новгородцами — по этому поводу сделано второе упоминание Ярославля в летописи. В 1152 году город был осаждён волжскими булгарами, прогнать которых удалось подоспевшей помощи из Ростова. На протяжении первых двух веков своего существования Ярославль оставался небольшим пограничным городом Ростово-Суздальской земли.

При Константине Всеволодовиче и Всеволоде Константиновиче в городе строятся первые белокаменные храмы: 1215-1219 годы — Успенский собор на княжеском дворе в детинце (кремле); 1216-1224 годы — Спасо-Преображенский собор в Спасском монастыре. В честь победы Константина в битве за великое княжение Владимирское в 1216 году на берегу Которосли соорудили деревянную церковь Михаила Архангела. В 1216-1218 годах в Спасском монастыре работало первое в Северо-Восточной Руси духовное училище, затем переведённое в Ростов. В это время Ярославль обзаводится торгово-ремесленным посадом, располагавшимся в треугольнике между Кремлём на Стрелке, Спасским монастырём у главной переправы через Которосль и Петровским монастырём в полутора километрах от Кремля вверх по течению Волги. Появляются у города и неукреплённые слободы.

В 1221 году случился сильный пожар, сгорело большинство городских построек, в том числе княжий двор и 17 церквей. В 1238 году город был разграблен монголо-татарами, дружина князя Всеволода в составе объединённых владимиро-суздальских войск участвовала в битве с полчищами Батыя на реке Сить, где русские войска потерпели поражение и Северо-Восточная Русь оказалась в зависимости от монголо-татар. 3 июля 1257 года Ярославлем, на холме, названном потом Туговой горой, произошла легендарная битва, унесшая жизни многих людей, в том числе и молодого князя.

Одно из крупнейших восстаний против ордынских сборщиков дани произошло в 1262 году. Татары и их приспешники были перебиты. Карательный поход удалось предотвратить отправившемуся в Золотую Орду великому князю владимирскому Александру Невскому. В 1278 году в княжестве случается эпидемия и мор, а в 1298 — засуха и голод, ордынцы разоряли Ярославль в 1293 и 1322 году. В 1364 году случилась эпидемия чумы. В 1371 году «новгородская вольница», разбойничая на Волге, разграбила город [10].

В 1300 году по инициативе княгини Анны перестраивается в камне храм Михаила Архангела. В 1314 году близ Ярославля на противоположном берегу Волги епископ Прохор основал Толгский монастырь. Ярославские иконы «Спас Вседержитель» (начало XIII века), «Ярославская Оранта» (начало XIII века) и «Богоматерь Толгская» (конец XIII века), написанные в то время, входят в 20 старейших икон в мире. Со второй половины XIV века ярославские князья стали носить титул великих. В 1380 году ярославские дружины принимают участие в Куликовской битве. В память об этом около 1390 года рядом со Спасским был заложен Рождественский монастырь, просуществовавший до начала XVII век. В ходе междоусобных войн второй четверти XV века Ярославль был разграблен в 1433 году, неприятель неудачно подходил к городу и в 1436. Последним ярославским князем стал А.Ф. Брюхатый, при нём с 1463 года Ярославское княжество мирно входит в состав Московского.

 

1.2. Смутное время и Золотой век Ярославля

 

В 1601 году в центральных регионах страны из-за климатических катаклизмов начался сильнейший голод. По некоторым данным тогда погибло около 2/3 населения. Это способствовало приходу к власти самозванцев и наступления в стране Смуты. После свержения Лжедмитрия I в 1606 году в Ярославль были сосланы его жена и тесть Марина и Ежи Мнишеки и вместе с ними ещё 375 поляков. Поляки проживали в городе свободно, по их описанию, в Ярославле не было каменных строений, кроме Спасского монастыря; крепость у города была немалая, но уже очень старая и прогнившая; предместье было отделено валом в 2 копья глубиной.

В 1608 году появился новый самозванец — Лжедмитрий II, его войска осаждали Москву и подступили к Ярославлю. Воевода Ф.П. Барятинский

Заказать курсовую

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить